Пассажиры против перевозчиков: зачем повышать тариф на проезд
Общественник, муниципальный и частный перевозчики высказали своё мнение о том, устраивает ли их повышение тарифа на проезд в общественном транспорте
Вчера стало известно, что департамент по тарифам Новосибирской области рассмотрел предложение мэрии о повышении тарифов в общественном транспорте — с 8 декабря за проезд придётся платить на 3 рубля больше.
Так, поездка в трамвае или троллейбусе будет стоить 23 рубля, в автобусе 24, а в метро — 25 рублей.
«Прецедент» спросил у директора муниципального предприятия, руководителя частной компании-перевозчика, а также общественника, состоявшего в совете по транспорту при правительстве области, насколько повышение тарифа обосновано.
Убитые трамваи и дешёвый проезд
По мнению члена транспортного комитета Заксобрания, директора муниципального предприятия ПАТП-5 Валерия Ильенко, тариф в 21 рубль не покрывает расходов перевозчиков.
— Все транспортные перевозки во всём мире датированы. Либо это делается за счёт бюджета, либо за счёт населения. Перекладывать всё на население — я с этим не согласен, но в то же время такие маленькие тарифы не покрывают всех затрат. Это было доказано и независимыми экспертами, и Контрольно-счётной палатой. Я убеждён, что будут выделять и дополнительно деньги из бюджета, чтобы покрыть дефицит тарифа, — замечает Ильенко.
Он добавляет, что Новосибирск по цене перевозок находится в аутсайдерах среди других городов-миллиоников — в большинстве из них проезд стоит дороже.
Так, по данным Росстата, проезд в автобусах в Омске стоит 25 рублей, а в Красноярске — 22.
— Поэтому повышение этого тарифа — умеренное. Ясно, что любое повышение воспринимается негативно, но резко планку задирать никто не будет. Если вы смотрели решение и комментарий департамента по тарифам, там говорится, что у нас катастрофическое состояние с трамвайными путями. Мы изготавливаем трамваи, капитально ремонтируем их, но на трамвайных путях мы их убиваем, — констатирует депутат.
По словам директора ПАТП-5, большинству перевозчиков не хватает денег и им приходится обновлять подвижной состав за собственный счёт.
— Повышение необходимо. Мы не можем жить в том ритме, в котором мы жили вчера. И мы видим положительные изменения. Например, в общественную приёмную мэрии и правительства стало поступать значительно меньше жалоб, — считает Ильенко.
Миллиарды чёрного нала
Общественник, входивший в совет по транспорту областного правительства Алексей Носов не разделяет позицию депутата, считая, что прошлое повышение тарифа не привело ни к каким изменениям.
— У нас власти каждый раз заявляют, что тариф нужно повышать, потому что изношен состав, подорожал бензин, якобы экономика не вывозит работу по предыдущим тарифам. Но не изменилось ничего: с предыдущего раза подвижной состав не обновился, экономика не поменялось. Только поездка стала дороже. Основной вопрос: это на каком основании, из чего считается экономика? — недоумевает он.
По мнению Носова, перед повышением тарифов, властям вместе с перевозчиками нужно было бы провести исследование и рассчитать сколько стоит перевозка одного пассажира.
— То бишь основополагающего документа у нас нет. Нет представления, какое количество денег собирается. На нерегулируемых маршрутах практически нет безналичного расчёта: есть там часть маршрутов на ОбьГЭСе, в Дзержинском районе, но это мизер. Всё остальное — чёрный нал, который не считает никто. Общий оборот рынка перевозок за год 8-9 миллиардов рублей. Так вы эти бабки верните обратно в отрасль и посчитайте для нас деньги, которые мы на самом деле платить должны, — резюмирует общественник.
Плохой транспорт из-за сдерживания тарифа
Частный перевозчик, директор компании «Белмарс», обслуживающей 4 маршрута, Георгий Платоненко уверен, что тариф нужно повышать каждый год на несколько рублей — только так можно исправить ситуацию с плохим составом.
— Общественники всегда смотрят с точки зрения потребителей: им надо, чтобы было всё дешевле. А нам надо, чтобы мы перекрывали свой расход и фирма получала хотя бы, по законодательству, 9% прибыли в год. Чтобы денег хватило на развитие транспорта. Вы же видите, в каком состоянии сейчас трамваи, троллейбусы, автобусы — это результат сдерживания тарифов, — замечает он.
Платоненко заявляет, что главная причина повышать тариф — инфляция, которая повышает цену на бензин, запасные части и на новые автобусы.
— Автобус сейчас стоит около 9 миллионов, парк износился. Топливо подорожало. Оно даже в прошлом тарифе заложено меньше, чем на самом деле. Мы сами понимаем, что резкого скачка быть не может, это будет слишком сильная нагрузка на пассажиров, — рассуждает Платоненко.
Перевозчик приводит в пример Москву и Санкт-Петербург, где тарифы собираются повышать.
— Техника там такая же, топливо, расходные составляющие одинаковые. Плюс у нас условия эксплуатации тяжелее из-за климатических условий: это и расход топлива, износ запчастей увеличивается. Здесь как не говори, но надо тариф приближать, чтобы он составлял себестоимость. Я не буду цифры озвучивать, их знают все, их рассчитывали, — уверен он.
В 2018 году бывший вице-мэр Данияр Сафиуллин говорил, что себестоимость проезда в городском электротранспорте - 26 рублей, а в муниципальных автобусах — 39. При этом, эксперты, привлечённые организацией перевозчиков «Транспортный союз Сибири», оценили себестоимость проезда в 59 рублей.
Летом мэр Новосибирска Анатолий Локоть дал поручение разработать программу реконструкции городской трамвайной сети. Средства на её реализацию будут заложены в бюджете города уже в следующем году.
А как вы относитесь к повышению тарифов на проезд в общественном транспорте? Пишите к нам в редакцию через кнопку «Пиши в Прецедент» на главной странице, на почту S.Voronkova@precedent.tv или через мобильные приложения WhatsApp и Telegram на редакционный номер 8 996 543-87-14.