ЕСПЧ признал отсутствие эффективных механизмов защиты российских адвокатов от силовиков
Именно такое решение Европейский суд по права человека вынес по группе дел, связанных с обысками у российских адвокатов
В объединенном решении по делу «Круглов и другие против России» в 15 из 16 дел ЕСПЧ признал нарушения статьи 8 Конвенции — права на уважение частной жизни.
На действия России в лице силовиков, пожаловались 16 практикующих адвокатов. Они заявили о незаконных обысках в их помещениях, изъятии и дальнейшем хранении устройств хранения данных (компьютеров, ноутбуков, смартфонов, флеш-карт и прочего). Также адвокаты обратили внимание на отсутствие эффективных средств правовой защиты на территории России. Ранее они обращались в национальные суды, их иски удовлетворены не были.
ЕСПЧ в своем решении отметил, что преследование профессиональных юристов поражает самое сердце («very heart») конвенциональной системы. Поэтому разрешения на обыск в их жилище и офисах могут выдаваться только после строжайшего и настоящего судебного контроля, а процедура такого следственного действия также должна вестись с соблюдением серьезных гарантий (частично это сейчас реализовано в статье 450.1 УПК РФ). Эти процедуры не были проведены в соответствии с законом при следственных действиях в отношении адвокатов, решил суд.
Кроме того, Европейский Суд отметил, что в России у «обычных» юристов, в отличие от адвокатов вообще нет никакой защиты против произвола, хотя у них тоже есть важные обязанности перед доверителями. Также по шести делам ЕСПЧ нашёл нарушение статьи 1 Протокола 1 к Конвенции — права на собственность. Это когда правоохранители изымают цифровую технику и накопители данных, а потом месяцами (годами) не отдают.
— В очередной раз в Страсбурге устало констатировали, что российские суды подходят к процедуре «судебного одобрения» обысков формально, не исследуют обстоятельства, не анализируют необходимость такого вмешательства в демократическом обществе, не предлагают следствию искать иные источники доказательств. При этом наши судьи почему-то легкомысленно считают, что конфиденциальность общения между адвокатом и доверителем может быть нарушена практически в любых ситуациях, когда этого захотели siloviki, — прокомментировал решение ЕСПЧ в своем Телеграм-канале глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.
ЕСПЧ удовлетворил претензии 15 из 16 истцов из объединенного дела, обязав Российскую Федерацию выплатить им от 2 до 27 тысяч евро с момента вступления решения в законную силу.
Однако, судя по последним инициативам, взгляды Европейского суда и России на взаимоотношения силовиков и адвокатов полярно расходятся. Следственный комитет предлагает упростить процедуру задержания адвокатов, а в проекте предлагаемых президентом правок в Конституции заявлено, что требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречат Конституции РФ. Ряд экспертов связывает это с нежеланием исполнять определенные решения ЕСПЧ.
Автор - Виктор Бобровников