В Госдуму внесен законопроект, обязывающий коллекторов общаться только с должником
Документом предлагается установить прямое обеспечение прав и интересов граждан, защиту их волеизъявления, оградив от нежелательного и неправомерного общения с коллекторами
Законопроект на рассмотрение коллег по депутатскому корпусу внесла зампред Госдумы Ирина Яровая 16 марта, хотя формально он разрабатывался Минюстом.
— Действующее законодательство содержит дискриминационное положение, согласно которому допускается взаимодействие коллекторов с членами семьи должника, его родственниками, соседями, друзьями, коллегами без получения их предварительного согласия. Фактически сегодня третьи лица становятся по усмотрению коллекторов субъектами давления и претензий, что противоречит принципам правоотношений, индивидуальной свободы и личной ответственности за принятые решения, — пояснила Ирина Яровая.
Если документ одобрят депутаты, Совфед и действующий президент, коллекторы смогут обращаться к близким и знакомым должника только при наличии их письменного предварительного согласия. Более того, третье лицо, давшее согласие ранее, сможет в любое время отозвать его.
Эксперт проекта «За права заемщиков» ОНФ Антон Канунников считает, что необходимость такого закона назрела давно.
— Основной метод работы коллекторских агентств - это психологическое воздействие. Причем зачастую оно фокусируется не на самом должнике, а на его окружении. Звонки знакомым, родственникам, коллегам по работе и даже соседям — распространенное явление, которым активно пользуются взыскатели. Именно для этого при получении кредита сотрудники банка требуют от заемщика предоставить как можно больше номеров телефонов, — говорит Канунников.
Антон Канунников
По мнению эксперта, такие звонки нарушают банковскую тайну (ст.13.11 КоАП РФ, ст.183 УК РФ), потому что кредиторы или их представители зачастую открыто заявляют как о самом кредите, его сумме, так и о наличии просроченной задолженности. Кроме этого коллекторы нередко буквально требуют, чтобы третьи лица погасила просроченные обязательства в обмен на прекращение звонков. Для этого они озвучивают и даже высылают реквизиты банковского счета должника. Но основная цель, конечно, это причинить неудобства должнику. Многие говорят, что психологически сложно, когда звонки поступают родителям или коллегам по работе. Человек, чтобы прекратить звонки вынужден влезать в новые долги, только усугубляя тем самым свое незавидное финансовое положение.
— В соответствии с 230-ФЗ, который в народе называют «антиколлекторским», от таких звонков третье лицо может отказаться, направив кредитору свое несогласие. Однако данная «лукавая» норма на практике не работает. Многие не знают о том, что могут отказаться от общения с кредиторами. А те, которые и знают, не имеют представление, как это сделать. Народный фронт давно выступал за введение данной нормы, — говорит Канунников.
Эксперт проекта «За права заемщиков», считает, что данная мера, даже в случае ее принятия, решит обозначенную проблему только наполовину. По его мнению, данное требование закона следует распространить на банки и МФО. Они также часто взаимодействуют с окружением заемщиков, используя методы, описанные выше. Особенно усердствуют МФО, уверен Канунников.
При всем при этом, в случае введении данной нормы процесс взыскания для коллекторов усложнится, порядка на рынке станет больше - граждане, не имеющие отношения к задолженности смогут вздохнуть свободнее. Всё это в конечном счете скажется, как на стоимости кредитных портфелей, так и на размере агентского вознаграждения коллекторам.
Пока запрет на общение коллекторов с третьими лицами не принят, можете познакомиться с памяткой заемщика по взаимодействию с коллекторами, подготовленной по просьбе редакции Антоном Канунниковым:
Кстати, скоро судебные приставы смогут получить полный контроль над взысканием долгов. Возможно, эта мера, в случае ее принятия, поможет навести хоть какой-то порядок во взаимоотношениях заемщиков и коллекторов.
Подготовил Виктор Бобровников