Гайнц-Эрнст-Фридриха Ленчке и Артура Шнайдера осудили в 1952 году по тяжелейшей статье 58 Уголовного кодекса РСФСР за контрреволюционную деятельность и шпионаж. По ней нередко приговаривали к высшей мере наказания — расстрелу. 19 мая Новосибирский кассационный военный суд в закрытом режиме рассмотрел дела по иску об их реабилитации. Сторону осужденных представлял первый зампрокурора ракетных войск стратегического назначения полковник юстиции Сергей Лускан.
— В резолютивной части определения говорится: признать Шнайдера, приговоренного приговором военного трибунала в/ч 48240 от 28 августа 1952, не подлежащим реабилитации. Аналогичное определение вынесено и по Ленчке: приговор ему был вынесен трибуналом той же воинской части 11-12 марта 1952 года, — пояснили «Прецеденту» в суде. — Оснований для изменения приговора не установлено
В 1952 году приговор обвиняемым вынес военный трибунал военной части 48240. Судя по информации из открытых источников в то время она располагалась в Германии.
Приговоры военного трибунала в/ч 48240 уже много лет оспариваются военной прокуратурой. Например, из определения Верховного суда РФ от 11 апреля 2002 года в отношении жителя Германии Адама (фамилия удалена) следует, что его обвинили в шпионаже. Доказывалось это обнаруженным у Адама пистолетом и тем, что он передавал коммерческие сведения о советских предприятиях.
Но Военная коллегия Верховного суда установила: сведения он брал из открытых источников.
— Приговор военного трибунала войсковой части 48240 от 30 августа 1951 года в отношении Адама (фамилия зачеркнута) в части его осуждения по ст. ст. 58-6, ч.1, 58-10, ч.2, и 58-11 УК РСФСР отменить, а дело в этой части на основании ст.5, ч.1, п.2, УПК РСФСР за отсутствием в его действиях состава преступления, прекратить, — говорится в определении суда.
Впрочем, в этом же документе подтверждается, что за другие преступления Адам приговорен к расстрелу. Он «признан виновным в том, что с 1941 года по апрель 1942 года проходил службу принимал активное участие в карательной экспедиции против советских партизан, массовых расстрелах советских граждан, грабежах, поджогах деревень и других преступлениях».
Единственный в России Кассационный военный суд начал работу в Новосибирске в октябре 2019 года. В нем рассматриваются дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты всех гарнизонных военных судов, всех окружных (флотских) военных судов и апелляционного военного суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Павел Разуваев