Эта мрачная перспектива стала следствие беспрецедентной аферы с земельными участками
28 июня 2018 года Дмитрий Ламерт, бывший заместитель управления Росреестра по Новосибирской области был приговорен к четырем годам лишения свободы по ст.285 и ч.4 ст. 159 УК РФ. В материалах уголовного дела значилось, что результатом совместных преступных действий Ламерта и неустановленного лица, являвшегося фактическим руководителем ЗАО «Пригородное» стало выбытие из государственной не разграниченной собственности нескольких земельных участков общей площадью 1 713,4957 га.
В сентябре уже 2019 года судом было вынесено еще одно решение по Дмитрию Ламерту, бывшего высокопоставленного чиновника Росреестра обязали выплатить более 60 млн руб. в качестве возмещения нанесённого ущерба.
Но дело Ламерта и сейчас хоть не побеждает, но, тем не менее, продолжает жить. Чтобы истребовать из чужого незаконного пользования землю, областному департаменту имущества и земельных отношений пришлось обращаться с исками в суд к юридическим лицам, которые в результате земельной аферы стали собственниками земли в пригороде Новосибирска. Областной арбитражный суд вынес решения в пользу ДИЗО.
С аналогичным требованием областной департамент обратился и к 35 физическим лицам уже в суд Новосибирского района. Но неожиданно для многих решение районного суда оказалась диаметрально противоположным позиции арбитража. Новоявленных латифундистов признали добросовестными приобретателями. Позже это решение устояло в апелляции в суде Новосибирской области.
— Вынесенные по делу судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, это повлияло на права и законные интересы Российской Федерации, Новосибирской области как субъекта РФ, а также неопределенного круга лиц, в том числе и тех, которые имеют прямое отношение к захоронениям на Клещихинском кладбище, — заявил руководитель ДИЗО НСО Роман Шилохвостов.
Среди нескольких десятков фамилий тех, кому проиграл областной департамент имущества, есть и некий Анатолий Болховитов, который является собственником участка с кадастровым номером 54:19:034001:428. 67,77 процентов площади этого земельного надела занимают захоронения Клещихинского кладбища. Эта земля используется для захоронений еще с 1981 года.
По имеющейся в редакции информации, Болховитов сейчас пытается в Россрестре снять арест, наложенный в связи с рассмотрением уголовного дела и последующими, ассоциированными с ним гражданскими процессами. Если собственнику удастся это сделать, то десятки тысяч захоронений Клещихи могут оказаться под угрозой исчезновения. То, что такой сценарий развития событий вполне себе реалистичен, подтверждается, тем, что 4 года назад Болховитов уже пытался диктовать городу свои правила игры.
В феврале 2016 года он направил ультимативное письмо в мэрию Новосибирска и МБУ г. Новосибирска «Ритуальные услуги». Болховитов потребовал «устранить нарушение его права собственности и освободить участок от захоронений до 10 марта 2016», а в случае невозможности реализации такого кощунственного ангажемента, предложил выплатить ему причиненные убытки в размере рыночной стоимости земли — 314 млн руб. Ни до, ни после городские власти еще не сталкивались с проблемой такого масштаба.
— Как только арест будет снят, и если эту ситуацию не исправить, есть вероятность повторения попытки Болховитова обращения в мэрию Новосибирска с требованием ликвидировать захоронения на принадлежащем ему земельном участке. А по информации кадастрового инженера там порядка 70 тысяч захоронений, — рассказал «Прецеденту» Сергей Авдюнин, директор МКУ г. Новосибирска «Ритуальные услуги».
Среди десятков тысяч могил, которые сейчас находятся на земельном участке, находящимся в собственности Анатолия Болховитова, есть и захоронения ветеранов Великой Отечественной войны, и многих известных новосибирцев.
— Сейчас законом четко определены случаи, когда производится эксгумация или перезахоронение тел. По УПК следователь может направить запрос, если это криминальный случай, или, к примеру, когда речь идет о перезахоронения останков людей, погибших в военных конфликтах. Просто так взять и перезахоронить такое количество тел не позволяет ни закон, ни мораль, — добавил Сергей Авдюнин.
Не случайно, что 31 марта мэр Новосибирска Анатолий Локоть обратился с письмом на имя губернатора Андрея Травникова с просьбой помочь урегулировать сложноподчиненную кладбищенскую проблему.
В свою очередь областной департамент имущества обратился к прокурору Новосибирской области с просьбой вступить в дело уже на уровне кассационной инстанции и пересмотреть уже вступившее в законную силу решение районного суда. Кроме того, ДИЗО намерено реализовать и свое право на подачу кассационной жалобы с требованием отметить решения районного и областного судов.
Кроме того, прокуратура Новосибирского района намерена оспорить следки с земельными участками, на которых оказались могилы. Судебное заседание по участку, владельцем которого является Анна Гордеева, назначено на 6 июля. Согласно кадастровой карте Новосибирской области земля находится на территории Клещихинского кладбища.
— Это является нарушением ФЗ «О погребении и похоронном деле», потому что на части этого земельного участка есть захоронения. В соответствие с российским законодательством, кладбища не могут находиться в частной собственности физических или юридических лиц. Общественные кладбища могут быть только в введении органов местного самоуправления, — рассказал «Прецеденту» помощник прокурора Новосибирского района Артур Павлюк.
Прокуратура будет оспаривать и сделку по земельному участку, принадлежащему Анатолию Болховитову. Соответствующий иск в суд Новосибирского района был направлен 11 июня, слушание по делу пока не назначено.
Если властям не удастся решить эту земельно-кладбищенскую головоломку в тиши судебных процессов, Новосибирск рискует ославиться грандиозным скандалом. Когда родственники тех, кто нашел последнее пристанище на Клещихинском кладбище, узнают, какой может оказаться судьба могил близких им людей, вряд ли региону удастся избежать громких протестных выступлений.
Светлана Воронкова