Департамент имущества Новосибирской области проиграл суд о кладбищенской земле
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Кемерове не удовлетворил жалобу ДИЗО Новосибирской области
6 августа областному департаменту имущества и земельных отношений в кассации не удалось добиться отмены решения Новосибирского районного суда. Еще в марте 2019 года ДИЗО обратился с иском к 35 физическим лицам, пытаясь истребовать из чужого незаконного использования земельные участки в пригороде Новосибирска.
Но суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска на основании того, что земля была приобретена по возмездным сделкам и покупатели не могли знать о том, что она покупалась у лица, не имеющего права на ее отчуждение.
— Вынесенные по делу судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, это повлияло на права и законные интересы Российской Федерации, Новосибирской области как субъекта РФ, а также неопределенного круга лиц, в том числе и тех, которые имеют прямое отношение к захоронениям на Клещихинском кладбище, — заявил тогда руководитель ДИЗО НСО Роман Шилохвостов.
10 февраля ДИЗО была подана апелляционная жалоба на это решение, но 10 марта областной суд оставил первоначальный вердикт без изменений. Последней надеждой истребовать земельные участки из чужого незаконного использования была кассация, но и эта попытка потерпела фиаско.
Очевидно, что самой болезненной для властей города и области является ситуация с земельным участком с кадастровым номером 54:19:034001:428, собственником которого является Анатолий Болховитов, одну треть площади участка занимает Клещихинское кладбище.
По информации МКУ г. Новосибирска «Ритуальные услуги» на этой земле находятся около 100 тысяч захоронений, в том числе и могилы ветеранов Великой Отечественной войны и участников локальных конфликтов, известных новосибирцев.
Эти погосты могут оказаться под угрозой исчезновения. В феврале 2016 года Болховитов направил письмо в мэрию Новосибирска, требуя «устранить нарушение его права собственности и освободить участок от захоронений». В противном случае предлагал выплатить причиненные убытки в размере рыночной стоимости земли — 314 млн руб.
Этот кладбищенский «шантаж» стал следствием действий бывшего заместителя управления Росреестра по Новосибирской области Дмитрия Ламерта и неустановленного лица, являвшегося фактическим руководителем ЗАО «Пригородное». 28 июня 2018 года Ламерт, был приговорен к четырем годам лишения свободы по ст.285 и ч.4 ст. 159 УК РФ. Позже Ламерт обжаловал это решение и дошел до Верховного Суда.
3 августа, Новосибирский областной суд отправил уголовное дело в отношении бывшего заместителя руководителя управления Росреестра региона в суд первой инстанции. Об этом ходатайствовал прокурор:
– Одним из оснований отмены судебных решений в Верховном суде РФ явилось несоблюдение Обским городским судом требований, согласно которым замечания, поданные осужденным и другими участниками процесса на протокол судебного заседания, должны быть рассмотрены, – заявил во время сегодняшнего судебного заседания гособвинитель. – Данные требования были не выполнены. Это стало основанием для отмены судебных решений. Поэтому я полагаю, что для проверки апелляционных жалоб уголовное дело необходимо снять с апелляционного рассмотрения и направить его в Обской городской суд.
Возможностью же разрубить гордиев узел, связанный с Клещихинским кладбищем, значительная часть которого находится в собственности физического лица, теперь стало обращение прокуратуры в суд Новосибирского района.
Ответчиками в этом процессе кроме Анатолия Болховитова станут администрация Новосибирского района и АО «Пригородное». Главным аргументом для надзорного органа стал п.1 ст.18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».
— В соответствии с российским законодательством, кладбища не могут находиться в частной собственности физических или юридических лиц. Общественные кладбища могут быть только в введении органов местного самоуправления, — рассказал «Прецеденту» помощник прокурора Новосибирского района Артур Павлюк. Первое заседание назначено на 16 сентября.
Светлана Воронкова