Вчера Магасский районный суд Ингушетии частично удовлетворил иск родственников Магомеда Долиева, ставшего жертвой насилия в ингушском Центре «Э», сообщает глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков
Отцу погибшего — Мухарбеку Долиеву — присудили 1 млн рублей. Брату Назиру Долиеву, сестрам Фердос Долиевой и Асе Темирбиевой — по полмиллиона.
В июле 2016 года 50-летнего Магомеда Долиева привезли в здание Центра по противодействию экстремизму МВД Ингушетии, где потребовали от него признаться в ограблении банка. Следствие установило, что оперативник Алихан Беков по указанию начальника отдела Тимура Хамхоева пытал Долиева током, надев ему на голову пакет — это привело к смерти мужчины. Силовики говорили, что с ним случился инфаркт. Труп задержанного в Центре «Э» стал началом конца пыточной команды Тимура Хамхоева.
В июле 2018 года военный суд приговорил шестерых фигурантов дела — бывших сотрудников Центра «Э», ФСБ и полиции — к срокам от 3 до 10 лет колонии, а еще одного — к условному сроку. Алихан Беков получил 10 лет, а Тимур Хамхоев — 7 лет лишения свободы.
Позднее матери погибшего — Лемке Долиевой — присудили компенсацию в размере полутора миллиона рублей, а сестре — Пятимат Долиевой — 750 тысяч рублей.
Вот, что родственники запытанного до смерти человека рассказали порталу «Медиазона»:
Центр «Э» давно приобрел в Ингушетии репутацию места, где пытают и убивают. Подробную публикацию о подвигах руководителя Центра и его подчиненных сделали коллеги из «Медиазоны», читайте: «Тимур и его команда. Как ингушский Центр «Э» оказался бандой садистов и вымогателей».
Меж тем Каждый десятый житель России сталкивался с пытками со стороны правоохранительных органов. Об этом свидетельствуют результаты опроса «Левада-центра», проведенного в 2019 году. 75% заявивших о пытках сказали, что насилие применялось для унижения и запугивания.
Из отчёта бывшего генерального прокурора России Юрия Чайки, пытки зафиксированы в каждом втором регионе, а по информации «Коммерсанта», каждый десятый россиянин сталкивался с ними.
Однако если это происходит в СИЗО или колонии, доказать истязания практически невозможно: лишь 0,0227% жалоб заключенных на пытки приводят к возбуждению уголовных дел(по ссылке — один из таких редких случаев). Об этом говорит статистика Следственного комитета России.
Виктор Бобровников