Во время Великой Отечественной войны один из них пытался перебежать на сторону противника, а другой после плена добровольно стал служить в полиции и гестапо.
Военврач 232-го отдельного батальона зенитной артиллерии Александр Куцков попал в плен к фашистам во время Великой Отечественной войны. С октября по декабрь 1941 года находился в лагере для военнопленных, но затем его освободили, и он добровольно стал служить в немецкой полиции. Его привлекали к допросам с пытками задержанных как врача.
Участвовал Александр Куцков и в карательных экспедициях, во время которых ловили и уничтожали советских партизан. Перед освобождением оккупированной захватчиками территории Советского Союза вместе с другими полицейскими он сбежал в Берлин. В столице Германии его завербовало гестапо. Исполнял задания по выявлению антифашистских патриотов.
За измену Родине Александр Михайлович Куцков был осужден по ст. 58-1б УК РСФСР. По ней за такое преступление предусмотрен расстрел с конфискацией имущества. Внучка осужденного подала заявление на реабилитацию своего деда. Но Кассационный военный суд в Новосибирске, как сообщает «Новая Сибирь», рассмотрел изложенные в материалах уголовного дела обстоятельства и пришел к выводу, что оснований для оправдания Куцкова или изменения ему приговора нет: доказательств его предательской деятельности достаточно и все выдвинутые обвинения обоснованы.
Второе дело по заявлению о реабилитации военного преступника времен Великой Отечественной Кассационный военный суд рассматривал в отношении красноармейца Александра Голубцова. 1 апреля 1943 года его задержали при попытке перейти на сторону немецко-фашистских оккупантов. На передовой его поймали с немецкими листовками.
Военным трибуналом 360-й стрелковой дивизии от 4 апреля 1943 года его приговорили к расстрелу. Но 16 апреля ого же года определением военного трибунала Калининского фронта приговор изменили. Голубцова осудили по ст. 19.58-1б. УК РСФСР за попытку измены Родине. Смертную казнь заменили десятилетним лишением свободы в трудовых лагерях с поражением в правах на три года.
– Из материалов дела видно, что неоднократно опрошенный в ходе предварительного следствия Голубцов свою вину в совершении преступления признал полностью, показав, что 1 апреля 1943 года пытался перейти на сторону противника, – установил суд.
В реабилитации Александру Голубцову также было отказано.
В мае этого года Кассационный военный суд, как писал «Прецедент», отказал в реабилитации двум шпионам по делу 70-летней давности. Гайнц-Эрнст-Фридриха Ленчке и Артура Шнайдера осудили в 1952 году за контрреволюционную деятельность и шпионаж.
Напомним, что единственный в России Кассационный военный суд начал работу в Новосибирске в октябре 2019 года. В нем рассматриваются дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты всех гарнизонных военных судов, всех окружных (флотских) военных судов и апелляционного военного суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Павел Разуваев