Новосибирский вирусолог назвал причины третьей волны коронавируса
Заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии Новосибирского государственного университета, член-корреспондент РАН Сергей Нетесов рассказал, когда в России наступила третья волна коронавируса. Учёный прокомментировал «Прецеденту», с чем связан резкий рост заболеваемости COVID-19: и виноват в этом далеко не только индийский штамм.
В конце июня в России рост заболеваемости коронавирусом показал динамику, сравнимую с осенью прошлого года. Данные оперативного штаба почти ежедневно говорят о девяти жертвах COVID-19. Областные власти вынуждены открывать всё новые ковидные госпитали. Сергей Нетёсов объяснил, с чем связаны печальные рекорды.
— Сергей Викторович, а третья волна уже наступила?
— А вы разве не видите сами? Показатели заболеваемости достигли цифр января. Сейчас самый разгар третьей волны!
— А с чем связан такой резкий рост заболевших коронавирусом?
— Всё это началось примерно через 10 дней после последних звонков, на которых молодёжь общалась совершенно безбашенно: без масок, без дистанцирования. Знаем мы, как это всё происходит в юности... Поскольку это общение проходило без масок — вот вам и первая причина этой волны заболеваемости. Вторая причина: в мае прошлого года была такая же волна, но все носили маски — процентов 80 населения. А сейчас — большинство не носит средства индивидуальной защиты. А третья причина — это индийский вариант вируса или политкорректно его надо называть вариант Дельта. Его привезли к нам туристы и из Индии, и из других стран, и у него репродуктивное число — выше в полтора раза, чем у прежнего исходного варианта. Это значит, что он передаётся намного легче. И этот штамм, судя по всему, более устойчив к тем вакцинам, которые разработаны на основе прежнего варианта.
— Означает ли это, что не имеет смысла прививаться?
— Это означает, что прививаться необходимо как можно более быстро и интенсивно, потому что если мы промедлим с темпами вакцинации, то на основе текущего варианта вируса, у нас появятся новые варианты вируса, еще более устойчивые к вакцинам. Ну и вакцина наша Спутник пока что от него весьма эффективно защищает.
Для начала третьей волны эпидемии хватило бы и пары причин, а их — три. Волна идёт, меры вроде принимаются. Но ведь меры эти должны сопровождаться контролем за их исполнением. За отсутствие маски сейчас никто не штрафует. И что тогда толку от этих бумажных мер? Вот и получается, что дальше уже ждать нечего: мы погрязли с вами в этом во всем.
— А резкое ужесточение мер, на ваш взгляд, могло бы спасти ситуацию?
— Нужен контроль! Надо, чтобы люди реально носили маски и носили их правильно. Пока этого не будет, всё остальное — меры бумажные. Что ещё надо делать? ВАКЦИНИРОВАТЬСЯ надо! (Далее Сергей Викторович устраивает корреспонденту допрос о том, вакцинирована я или нет - прим. ред.)…
— Ну, слава богу, хоть несколько корреспондентов себе прививку всё-таки сделали! Вынужден напомнить, что тяжело болеют и пожилые, и молодые. Пока даже не понятно, что именно является ключевым моментом в этой ситуации. Но привитых болеет раз в 15-20 меньше. Они тоже заболевают, но у них процесс проходит гораздо легче, и болеет их намного меньше. Так что, все на прививку!
Кстати, накануне корреспонденты «Прецедента» объехали порядка шести мобильных пунктов вакцинации в Новосибирске. Где есть вакцина, а где закончилась — вы можете узнать из этого материала Виктора Бобровникова.
Елена Отмахова