Прецедент ТВ

Tuesday, 31 December 2024

Новости  Аналитика 

Риски деприватизации: как попытка прокуратуры изъять акции санатория «Краснозерский» скажется на инвестиционном климате области  

В Арбитраже Новосибирской области рассматривается иск прокуратуры об изъятии в собственность РФ акций санатория «Краснозерский». По мнению собственников актива и экспертов, этот деприватизационный кейс может нанести ущерб инвестиционному климату всего региона.

фото: Прецедент

Санаторий «Краснозерский» сегодня  — это современный реабилитационный и оздоровительный комплекс Сибири. Стабильная работа здравницы позволила ей выйти на рекордные показатели работы, в том числе получить федеральные и региональные гранты. Тем более удивительно, что нынешние собственники предприятия столкнулись с угрозой ее потери.

Напомним, что, выступая в марте этого года на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры, Владимир Путин прокомментировал вопрос по деприватизации, подчеркнув при этом, что в каждом конкретном случае нужно действовать по закону и жестко пресекать попытки использовать полномочия прокуратуры для давления на бизнес.

Позже генпрокурор Игорь Краснов отметил, что иски предъявляются только в тех случаях, когда ответчики нанесли ущерб безопасности страны и национальным интересам. Но наряду с этими заявлениями первых лиц попытка областной прокуратуры истребовать в государственную собственность акции санатория «Краснозерский» как минимум вызывает вопросы у нынешних собственников, впрочем, не только у них.

К середине нулевых уникальная сибирская здравница, которая использует в своем лечении собственные природные лечебные факторы, построенная еще при советской власти силами колхозов, отчаянно нуждалась в инвестициях. Без них единственной перспективой для санатория была деградация. Об этом хорошо знает Галина Луцкая, проработавшая здесь 27 лет.

— Если бы он не был приватизирован, то здесь бы остались одни кирпичи, и кирпичи бы, наверное, растащили по домам. Я сейчас иногда вспоминаю, как мы выжили. Мы не получали по четыре месяца заработную плату. Если бы мы не приватизировались, мы бы просто погибли,— считает Галина Луцкая.

Приватизация санатория «Краснозерский» проходила в 2008-м. В этот момент здравница находилась в собственности Новосибирской области — департамента земельных и имущественных отношений. В первый раз на аукцион, который проводился в форме открытых торгов, желающих не нашлось.

Решение спасти здравницу от гибели тогда принял отец нынешнего генерального директора Владимир Курнявкин, во вторых торгах его команда стала единственным претендентом на этот актив, что, впрочем, неудивительно.

— Волна приватизации санаториев активно шла в тот момент, потому что государство как собственник не смогло обеспечить должного ухода за этими учреждениями, они просто разваливались. Когда санаторий стал частным, появилось больше возможностей с точки зрения привлечения кредитов, были построены новые корпуса, мы модернизировали столовую, клуб, в лечебное отделение было закуплено очень много медицинского оборудования, — рассказывает Алексей Курнявкин, генеральный директор АО «Санаторий «Краснозерский».

Четыре года спустя также никто не спешил выкупать и акции еще одного областного санатория — «Доволенский». В 2012 году пакет акций этой здравницы трижды выставлялся на торги посредством публичного предложения, торги трижды признавались несостоявшимися по причине отсутствия заявок со стороны потенциальных покупателей.  Тогда администрация области обратилась к руководству санатория «Краснозерский» с просьбой приватизировать и эту погибающую здравницу с целью ее сохранения и развития.

— Приватизация «Доволенского» проводилась по настоятельной просьбе органов местного самоуправления. В санатории в тот момент просто разруха царила, позже невероятных потребовало усилий, чтобы воссоздать еще и этот социально значимый объект. Сегодня эти два санатория — системообразующие предприятия для муниципальных образований, это крупнейшие налогоплательщики, это огромные коллективы, это сотни отдыхающих, которые ежемесячно приезжают сюда на лечение, — комментирует ситуацию Юрий Бернадский, президент союза «Новосибирская городская торгово-промышленная палата».

Санатории «Доволенский» и «Краснозерский» до и после приватизации — огромная разница, на это потребовались годы и сотни миллионов инвестиций. В «Краснозерском» за последнее время проведен капитальный ремонт номерного фонда, закуплено много передового медицинского оборудования. Из последних реализованных проектов — «Экопарк «Поляна», построенный по национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства» и начавший работать в июле 2024 года.

Но именно в этом году, в стадии активного развития, «Краснозерский» и «Доволенский» начало лихорадить от многочисленных проверок. В ответ на запрос «Прецедента» в областной прокуратуре подтвердили, что в 2024 году были выявлены нарушения только при приватизации санаториев «Краснозерский» и «Доволенский».

Ранее прокуратурой нарушения при приватизации указанных, а также иных санаториев не выявлялись. Проверки в отношении иных санаториев не проводились, — следует из ответа надзорного ведомства. 

Избирательность их проведения послужила поводом для обращения в следственный комитет, которому предстоит разобраться, почему столько проверок прошло исключительно только в одной группе компаний.

— По другим санаториям в Сибирском федеральном округе подобных инцидентов нет, проверки идут только в группе компаний «Санаторий «Краснозерский» и «Санаторий «Доволенский». В этом году в санаториях нашей группы было проведено более 20 проверочных мероприятий. Мы не можем комментировать другие предприятия, но, на мой взгляд, эти меры являются избыточными, — заявляет Алексей Курнявкин.

Многочисленные проверки этого года стали только прелюдией. В начале августа в Арбитражный суд Новосибирской области поступил иск областной прокуратуры об истребовании в пользу Российской Федерации именных акций АО «Санаторий «Краснозерский» номинальной стоимостью 1 акции — 1000 рублей в количестве 9.137 штук из чужого незаконного владения.

Как считают в областной прокуратуре, санаторий был приватизирован незаконно, что санаторий на тот момент имел федеральное подчинение, а Новосибирская область владела им незаконно. При этом в суд не было предоставлено документальных доказательств того, что на момент приватизации «Краснозерский» находился в государственной собственности.  

Но кому понадобился «Краснозерский»? Остается только догадываться, по какой причине санаторий с устаревшей инфраструктурой сначала продается на открытом аукционе, а после его полной перезагрузки предпринимаются активные действия по возврату даже не в областную, а федеральную собственность. При этом не учитываются инвестиционные вложения последних 15 лет и нынешняя рыночная стоимость этого актива. 

Виктор Александрович Толоконский, бывший губернатор Новосибирской области, длительное время руководивший регионом, как никто другой знает историю  строительства и приватизации сибирских здравниц.

— Принадлежность трех сельских санаториев в Краснозерке, Довольном и Тогучине тогда была простой и очевидной. Объединялись средства многих сельхозтоваропроизводителей, и получились три хороших санатория. Но конец советского периода очень осложнил всю санаторную деятельность. Конечно, ситуация шла к деградации, санатории недобирали выручку, генерировали убытки, теряли кадры. В это время приватизация была вполне очевидным шагом, — комментирует ситуацию Виктор Толоконский.

При этом в Новосибирской области было немало примеров, когда брошенные предприятия, до которых в 90-е и начале нулевых государству не было дела, просто канули в Лету. Тем более команда Владимира Курнявкина, которая в 2008-м и в 2012-м приватизировала полуразрушенные санатории, не предполагала, что участие в торгах, организованных и проведенных областным департаментом земельных и имущественных отношений, чревато какими-то рисками.

— Сами предприниматели действовали в рамках установленного законодательства, имели отношение напрямую с администрацией области. Ни один человек, в том числе надзорные органы, сомнений в законности этих процедур не вызывали, протестов никаких не было, — считает Юрий Бернадский.

Недоумение по поводу требования областной прокуратуры возникло не только в Новосибирской городской торгово-промышленной палате, но и в Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий.

—  Мы удивились и были шокированы, потому что речь идет не о стратегическом предприятии, ни о каком-то оборонном заводе. О санатории, который был публично продан на аукционе, организованном органом власти. Эта сделка совершена во исполнение Закона Новосибирской области «О приватизации государственного имущества». Департамент имущества и земельных отношения, исполняя этот закон, провел все необходимые процедуры, — заявляет Сергей Карпекин, президент МОО «Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий».

Законность приватизации санатория в свое время проверяла Контрольно-счетная палата. Да и у самой прокуратуры более 15 лет не было никаких вопросов к легитимности аукциона, проведенного областными властями.

— Ситуация совершенно, с нашей точки зрения, выглядит абсурдно. Если брать юридическую составляющую, на мой взгляд, доказательств того, что это федеральная собственность, в деле нет. Все разумные сроки исковой давности уже истекли. Если уж и предъявлять кому-то претензии, предъявляйте органам самим, но никак не предпринимателю, который вообще ни в чем не виноват, — считает Сергей Карпекин.                    

Кейс, связанный с попыткой деприватизации санатория «Краснозерский», хоть и задевает интересы только одной группы компаний, но это тревожный сигнал для многих предприятий региона. 

— Данное действие — это нехороший сигнал для владельцев, как тогда дальше инвестировать, как брать кредиты, как модернизировать производство. Если ты все это можешь сделать, и когда ты все это сделаешь, кто-то скажет: "Ну вот, отлично, красивый, хороший завод, надо его вернуть в казну", — говорит Президент МАРП.

Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий в связи с этим обратилась к Александру Шохину, президенту Российского союза промышленников и предпринимателей. В свою очередь лидер РСПП адресовался в администрацию президента с просьбой поставить на контроль эту ситуацию, а кроме того — к генпрокурору Игорю Краснову, который публично заявлял о другом деприватизационном контексте.

— Деприватизацию можно проводить тогда, когда очевидно нарушены законы при приватизационном процессе. Нельзя просто выборочно по вкусу выбирать, это возвращаем государству, а это нет. Если при приватизации были допущены нарушения закона, тогда надо эту сделку признавать ничтожной и восстанавливать статус кво. В данном случае я такого не вижу и не понимаю, — считает Виктор Толоконский.

По мнению генерального директора АО «Санаторий «Кранозерский» Алексея Курнявкина, попытка областной прокуратуры пересмотреть итоги приватизации здравницы создает потенциальные угрозы и для других предприятий региона, которые были приватизированы за последние 20 лет. 

— Сегодня любой инвестор, который вкладывает деньги, хочет чувствовать себя в безопасности. Данная ситуация показывает то, что мы не защищены. Мы не выводим деньги за границу, мы являемся жителями того места, где работаем. Мы привлекаем кредиты, мы берем под свою ответственность деньги для развития. У нас нет замечаний относительно уплаты налогов, мы успешно реализуем гранты и даже национальные проекты, — резюмирует генеральный директор АО «Санаторий «Краснозерский».

На данный момент по требованию прокуратуры на акции санатория судом наложен арест. Сам санаторий собирает документы, доказывающие то, что здравница при советской власти строилась за счет средств колхозов для работников сельхозпредприятий и никогда не находилась в федеральной собственности.

Суду придется проанализировать межведомственную принадлежность санатория за период с 1960-го по 1990-й годы. При этом в распоряжениях правительства РФ в перечне курортов федерального значения или санаториев, которые относились к федеральной собственности, «Краснозерский» отражен не был.  

По информации, которой располагает редакция, областной департамент земельных и имущественных отношений в своем отзыве на иск областной прокуратуры заявил об отсутствии каких-либо нарушений при проведении приватизации санатория.  

Следующее рассмотрение в Арбитраже НСО назначено на 23 октября. Сам санаторий работает в штатном режиме, его отдыхающие и гости вряд ли догадываются о том, что над сибирской здравницей сгустились тучи. 

Светлана ВОРОНКОВА

Страница 1 из 8506  >  >>|

© 2000-2024 Прецедент ТВ