«Мертвого за уши тянули»: губернатор прокомментировал срыв новосибирских концессий
Регион больше не будет применять данный механизм при строительстве стратегически важных объектов.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников во время общения с журналистами в эфире телеканала ОТС 12 сентября высказался о реализации концессий в регионе и заявил, что правительство откажется от данного механизма.
Глава региона дал развернутый ответ на вопрос главного редактора «Прецедента» Светланы Воронковой о ситуации с реализацией концессионных соглашений в НСО. Губернатор отметил, что в 2018 году этот инструмент позволял привлекать дополнительные средства при нехватке бюджетных возможностей. Однако у механизмов концессий и государственно-частного партнерства оказалось немало недостатков. Андрей Травников сравнил их с ипотекой, когда при нехватке определенной суммы денег покупатель приобретает квартиру, но потом сталкивается с дополнительными сложностями и расходами.
— Надо было решать задачи, а ресурсов не хватало. Концессии же позволяли быстро стартовать, поскольку все — начиная с подготовки проектной документации и заканчивая строительством — выполнял один исполнитель. Это давало возможность привлекать дополнительные средства из федерального бюджета. Но все преимущества на старте перечеркнулись главным недостатком — сложными взаимоотношениями с партнерами. В цепочке были: частные партнеры, подрядчики, банки. И неисполнение своих обязательств даже одним участником приводило к затягиванию сроков, — отметил губернатор.
Тем не менее по ряду проблемных объектов, которые создавались в рамках концессионных соглашений и ГЧП, Новосибирская область, по словам главы региона, до определенного времени шла навстречу партнерам, принимая все необходимые меры для завершения строек.
— Раньше старались любым способом дотянуть: хромым вставляли ноги, мертвого за уши тянули. В ряде случаев удалось добиться результата. Яркий пример — «Сибирь-Арена», — высказался глава региона.
Однако еще в конце прошлого года Андрей Травников занял жесткую позицию в отношении частных партнеров и концессионеров, которые не исполняют свои обязательства.
— Мы стали видеть, что партнеры начали злоупотреблять доверием, поскольку знали, что соглашения с ними никто расторгать не будет. Они говорили: примите наши условия по срокам и объемам работ, по индексации стоимости. Нам это надоело. Я сказал: мы пойдем на расторжение контрактов, даже если это чревато проблемами с завершением строительства — констатировал Андрей Травников.
Одним из решительных шагов стал отказ правительства НСО от концессионного соглашения по строительству шести школ. Сейчас по этому поводу идут судебные разбирательства, а также расследуется уголовное дело.
Кроме того, у концессий и ГЧП появился еще один существенный минус — после повышения ключевой ставки Центробанком строить объекты с привлечением кредитных средств стало, как выразился губернатор, «неразумно».
— Оценив объем недостатков по концессиям и ГЧП, мы пришли к выводу, что таким инструментом пользоваться больше не будем, — резюмировал губернатор.
Исключения, по словам Андрея Травникова, возможны, но только если это будет выгодно региону или в случае отсутствия иной альтернативы, как, например, при строительстве кампуса мирового уровня для НГУ, где применение концессионного механизма было обязательным условием.
Иван ЛУДНОВ