История о том, как женщина, эвакуированная в 1942 году из города на Неве в Новосибирск, не может добиться полагающегося ей по закону жилья даже после письма Путину
В «Прецедент» обратилась Лариса Ким с просьбой помочь улучшить жилищные условия ее родственнице — Нэлли Плотниковой, жителю блокадного Ленинграда.
— Три года мы всей родней помогали Нэлли Ивановне собирать необходимые документы, чтобы доказать: она действительно жила во время войны в городе на Неве, — рассказала Лариса Ким. — И поэтому имеет право на выделение субсидии для приобретения жилья. Но в итоге денег она так и не получила и продолжает жить в ужасных условиях.
Своего жилья у ленинградки времен Великой Отечественной нет. После эвакуации в Новосибирскую область из умирающего от голода города ее с матерью дальние родственники прописали в своей квартире по доброте душевной. В 1980 году купили на окраине Новосибирска небольшой домишко, но зарегистрироваться в нем так и не смогли.
— Эвакуировали нас из Ленинграда в 1942 году, — вспоминает она. — Сначала привезли в Челябинск, но он к тому времени уже был перенаселен. И повезли нас дальше: в Сузунский район Новосибирской области. Там жили — по съемным квартирам мотались. Я после окончания школы приехала в Новосибирск, жила в общежитии, потом, опять же, квартиру снимала. Дом, где в итоге стали жить с мамой, был на два хозяина, и в девяностые, во время перестройки вторые владельцы оформили все на себя. Так и получилось, что осталась без собственного жилья. Все бы ничего, но дом уже давно требует ремонта: крыша течет, в подполе — вода стоит. Зимой внутри очень холодно: топишь-топишь печку, а выше десяти градусов тепла температура не поднимается.
Наконец внучатая племянница блокадницы Валерия Колесникова все-таки собрала все необходимые документы. 15 ноября приказом главы администрации Ленинского района Новосибирска Плотникова была поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении.
— В декабре прошлого года нам сказали: быстро ищите квартиру, потому что вам выделена жилищная субсидия в размере 1 млн 763 тыс. рублей, — рассказывает Валерия. — Но до нового года найти подходящее жилье не удалось. При этом никаких документов о полагающихся на покупку квартиры деньгах не выдали. А ближе к новогодним праздникам вызвали в мэрию и сообщили, что нужно написать отказ от субсидии. Я этого делать не стала. Тогда мне предложили подписать бумагу о том, что выделение субсидии переносится на 2020 год. Причем, пообещали: до Дня Победы новоселье бабушка обязательно отпразднует.
Валерия обратилась за помощью в мэрию, но там ей пояснили: раз субсидию вовремя не использовали, теперь помочь с жильем будет сложнее. В феврале 2020 года специалисты отдела социальной поддержки населения администрации Ленинского района предложили Нэлли Ивановне переехать в Дом ветеранов, но она отказалась.
Отчаявшись добиться нормальных условий жизни для блокадницы в Новосибирске, внучатая племянница Плотниковой написала о сложившейся ситуации Владимиру Путину. Обращение Валерии Колесник рассмотрели в администрации президента и 30 апреля подтвердили: действительно, Нэлли Ивановна имеет законное право на обеспечение жильем за счет государства. Но тут же пояснили, что сделать это быстро не получится.
— В период формирования федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» не представлялось определить перечень субъектов Российской Федерации — получателей субвенции из-за отсутствия прогнозных данных на 1 января 2020 г. в разрезе регионов. Ввиду этого бюджетные ассигнования на 2020 год не были предусмотрены. — Говорится в официальном ответе из администрации президента РФ.
Из дальнейших пояснений, опирающихся на информацию минфина и минстроя РФ, следует: в апреле регионам все-таки выделили средства на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним жителей. Но денег дали на всю страну — 352,4 млн рублей. Новосибирской области из этой суммы досталось 3,5 млн рублей. Этого с трудом хватит на две квартиры. И достанется ли одна из них Плотниковой — большой вопрос.
Не могут капитально отремонтировать Нэлли Ивановне и дом по адресу ул. Ягодинская, 1А, в котором она сейчас живет. Ведь это имущество в собственность не оформлено, женщина зарегистрирована у родни по ул. 2-1 переулок Римского-Корсакова, 5, кв. 7.