Похоже, схема, по которой безалкогольные напитки в розничных магазинах продаются как разливное пиво, становится в Новосибирске все популярней. Группа «Общественный контроль» в ходе своих рейдов с каждым разом выявляет все больше и больше таких поставок.
Напомним, впервые добровольцы рассказали об этом в мае. В ходе своих рейдов по мониторингу теневого оборота разливного пива они обратили внимание на то, что несколько наименований хмельного напитка на этикетках кег и в фактурах обозначены как «напиток безалкогольный, среднегазированный, ароматизированный, пастеризованный».
По этим фактам координатор «Общественного контроля», депутат городского Совета Новосибирска Иван Конобеев заявил в контролирующие органы: «Ответственность за появление неучтенного товара на рынке, судя по нашему опыту, находится в деятельности предприятий-производителей, мониторинг которой мы осуществлять не можем».
Очевидно, что называть пиво безалкогольным напитком может быть выгодно только производителю – так он избегает необходимости декларировать товар в ЕГАИС и, соответственно, платить акцизы. Добросовестный же пивовар платит в 2020 году 22 рубля с каждого произведенного литра в бюджет.
Общественники считают, что это наносит серьезный ущерб региональному бюджету. Заявление об этом было направлено в управление Росалкогольрегулирования, оттуда его переправили в региональный Минпромторг, который является органом, уполномоченным вести контроль за региональным рынком алкоголя.
Недавно министр промышленности и торговли Новосибирской области Андрей Гончаров по просьбе «Прецедента» прокомментировал эти нашумевшие факты. По его мнению, к расследованию данного инцидента должны подключиться правоохранительные органы.
Правда, в ГУ МВД на соответствующий запрос «Прецедента» формулируют несколько иной подход: полиция теневым оборотом пива не занимается, поскольку под статью 171.3 УК РФ (незаконные производство и оборот алкоголя) подпадают только более крепкие напитки. А в Росалкогольрегулировании убеждены, что выявление таких схем требует масштабных оперативно-розыскных мероприятиях, проводить которые могут лишь структуры МФД.
Ну а пока органы перепирались, общественники свои рейды продолжили и увидели, что рынок разливного пива тех марок, которые имеют двойников среди «безалкогольных ароматизированных газировок», растет. В последнем списке только от одного производителя – ООО «Аквалэнд» - в магазинах разливного пива были обнаружены названия «Вперед Сибирь», «Дружбан» (в некоторых фактурах идет как «Дружба»), «Русская банька», «Хмелёк».
Известные нам новосибирские телефоны «Аквалэнда» молчат. Несколько посещений офиса компании результата тоже не принесли: дверь в бизнес-центре на Державина существует, на ней есть и вывеска, а вот поймать кого-то внутри нам ни разу не получилось.
Впрочем, соседи по коридору говорят, что иногда там кто-то появляется. То есть это, видимо, гораздо более «живая» компания, чем, скажем, АО «Сибирские традиции», деятельность которой «Прецедент» интересовался в одном из предыдущих расследований. Его представителей в особнячке на Ядринцевской не припоминают даже охранники, а по телефону промышленной площадки в Краснозерке идут вечные длинные гудки. (Напомним: за компанией, которая, согласно Федерального реестра алкогольной продукции, производит пиво «Русская банька», поставляющееся в новосибирские магазины через фирмы фантомы, «Прецендент» гонялся в апреле этого года)
Зато после многодневных бдений на телефоне нам удалось дозвониться до производственной площадки «Аквалэнда». Она расположена на площадях Искитимской кондитерской фабрики на улице Обской, 7. По телефону нам ответили вопросом: «Вы кто?». А потом пояснили: обо всем, что касается продукции, говорить с нами не собираются, потому что «это коммерческая информация».
Наш разговор все же состоялся – правда, его поддержал не сотрудник «Аквалэнда», а руководитель компании, которая оказывает ему бухгалтерские услуги.
- Как так получается, что компания производит безалкогольные ароматизированные напитки, которые продаются как пиво? – спросили мы.
- А вы провели анализ или как вы определили? – уточнила Наталья Чулкова.

На самом деле мы действительно провели анализ: купили литр «СССР», налили, попробовали. После стакана за руль садиться уже не стоило.
- Такого быть не может, - парировала наша собеседница. - Вы специалист? Вы посмотрели сертификаты?
В универсальном передаточном документе на этот напиток значится: «СССР, напиток б/а, 50 л., ООО «Аквалэнд». В графе «Поставщик» - прочерк (это уже само по себе нарушение, но за него оштрафуют продавца, а не производителя).
- Для того, чтобы конкретные вопросы задавать, это должно быть наше пиво. То, что вы говорите, извините, не соответствует действительности, - уверенно продолжила Наталья Чулкова.

- Может быть, кто-то действительно под вашим именем делает такие поставки? – уточнили мы.
- Вы знаете, сколько таких товарищей, которые распускают информацию, которая не соответствует действительности? Начиная с того, что шланг через дорогу бросают и там пиво льют. Кончая современными сплетнями. Если у вас есть доказательства – обращайтесь к руководству.
Однако по телефонам «руководства», которые нам дали, снова и снова идут длинные гудки.
Наталья Чулкова - директор и собственник в ООО «Путеводная звезда» - компании, оказывающей услуги в области бухгалтерского учета. Она же - соучредитель в ООО «Поиск», основным учредителем которого является Денис Жуланов, сын известного новосибирского предпринимателя Дмитрия Жуланова (ранее последний был известен в том числе и как собственник этой промплощадки, а когда-то в 90-х связанные с ним компании даже имели планы по развитию здесь производства пива). Сейчас «Поиск» только оказывает услуги по обеспечению производств: основные виды деятельности, согласно ЕГРЮЛ, - передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, в дополнительных видах деятельности - ремонт машин и оборудования, торговля электроэнергией.
Что же на самом деле происходит там, за высоким охраняемым забором, нам неведомо. Однако самое печальное, что и из тех, кто силой закона уполномочен за такие заборы заглядывать, выяснять это пока тоже никто не стремится.