Многие новосибирцы, кто провел детство в Семипалатинске, не имеют статуса жертв ядерных катастроф и не пользуются льготами.
75 лет назад – в ночь с 28 на 29 августа 1949 года – на Семипалатинском полигоне Казахской ССР провели первое ядерное испытание. Испытание прошло успешно и СССР стал второй державой – обладателем ядерного оружия. С этого момента началась гонка вооружений между СССР и США. Поддержание ядерного паритета требовало все новых разработок, а значит, и новых испытаний.
Сегодня – в день памяти жертв ядерных испытаний – сотни новосибирцев пришли к памятнику в Нарымском сквере, посвященному памяти жертв радиационных катастроф и аварий.
Элина Якубовская родилась и выросла в Семипалатинске.
–Мне исполнилось 10 лет, когда нажали первую кнопку, – вспоминает она. – Нас – местных жителей, никто ни о чем не предупреждал, тем более, не отселял. Все проходило под грифом «совершенно секретно».
Элина Леоновна до сих пор помнит ядерные грибы, которые неоднократно наблюдала со двора своей школы, будучи маленькой девочкой.
– Когда были первые взрывы, в нашей школе даже не прерывали занятий. Мы догадывались о том, что на полигоне произошел очередной взрыв по хлопкам и вибрациям, от которых закладывало уши. А потом нас на время взрывов стали выводить из школы.
Последствия ядерного облучения, говорит Элина Якубовская, дали о себе знать буквально сразу. У детей 10-11 лет начались носовые и маточные кровотечения. Взрослые начали болеть онкологическими заболеваниями. Однако такие диагнозы как рак или анемия – эти болезни вызывает радиация – были под запретом в Семипалатинске.
– У моей мамы был рак желудка. Ее несколько раз оперировали, но мама все равно умерла. В свидетельстве о смерти в графе «причина» указано «сердечный приступ», – рассказала Элина Леоновна.
Наталья Горбунова тоже родилась в Семипалатинске и была совсем малышкой, когда начал работать полигон.
– Больше 56 моих ровесников, с которыми мы дружили и переписывались после отъезда из Семипалатинска, уже умерли, – вздыхает женщина.
Считается, что воздействие радиации распространяется на три поколения. Наталья Горбунова сполна ощутила это на своей семье. У ее сына в 40 лет развилась онкология.
Элина Якубовская рано потеряла и отца, и мать, а потом и племянника, который умер в 51 год.
При этом Наталья Горбунова говорит, что формально она и другие жители Семипалатинска не являются жертвами радиационных катастроф. Соответственно, не пользуются никаким льготами, положенными людям с этим статусом.
– Чтобы получить такое удостоверение, надо идти в суд. А у меня уже нет здоровья на то, чтобы судиться с государством, – объясняет Наталья Горбунова.
Элина Якубовская в суд обратилась и получила удостоверение жертвы радиационных катастроф. По словам женщины, чтобы пройти судебно-медицинскую экспертизу, ей пришлось ехать в Томск, потому что в Новосибирске, как она утверждает, нет соответствующей лаборатории.
Последний взрыв на Семипалатинском полигоне прогремел 19 октября 1989 года. Официальное закрытие полигона состоялось 29 августа 29 августа 1991 года. Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев своим указом в одностороннем порядке навсегда закрыл один из крупнейших ядерных испытательных полигонов в мире.
За 42 года работы полигона на нем провели 456 ядерных испытаний: 116 атмосферных, 340 подземных. По разным оценкам, от испытаний на полигоне в Казахстане пострадали более 1,5 млн человек.
Екатерина СОСНИНА