Суд не стал удалять из интернета видеобращение обманутых дольщиков к Владимиру Путину
Руководство жилищно-строительного кооператива посчитало, что крик новосибирцев о помощи, многие из которых уже без малого 20 лет ожидают новоселья в высотке на Кропоткина, 104А, порочит деловую репутацию «Садко»
ЗА ЖАЛОБУ ПРЕЗИДЕНТУ – ОТВЕТИШЬ В СУДЕ!
Спорный ролик был опубликован 18 июня 2019 года под заголовком «#СделановСибири Видеовопрос Президенту РФ от обманутых дольщиков Кропоткина, 104а».
В течение 32-х секунд Андрей Комлев, один из тех, кто вложился в долгостройные квадратные метры, рассказывал гаранту Конституции о том, что дом «фактически не строится» и просил подключить правоохранительные органы, чтобы подтвердить «факты вывода денежных средств со стройки». Эти высказывания руководство ЖСК «Садко» расценило как посягательство на доброе имя кооператива и в суде потребовало обязать обидчика опубликовать на видеохостинге «YouTube» опровержение.
Андрей Комлев в судебном процессе пояснил, что является членом ЖСК «Садко», вместе с другими участниками кооператива они инициировали обращения в прокуратуру, ОБЭП, Министерство строительства НСО и Законодательное собрание области, чтобы компетентные органы проверили, куда уходят средства дольщиков, и почему руководству «Садко» никак не удается достроить дом и ввести его в эксплуатацию. Последней инстанций для отчаявшихся людей стала возможность рассказать о своей сложной ситуации президенту страны во время «Прямой линии».
При рассмотрении иска суд отметил, что обязанность доказывать факт распространения недостоверных сведений и их порочащий характер целиком лежит на истце. Однако ЖСК «Садко» не предоставил подтверждений того, что дольщик долгостроя исказил информацию о том, что происходит на стройплощадке.
Из материалов дела следует, что критика деятельности ЖСК не может свидетельствовать о посягательствах на репутацию истца. К тому же информация, изложенная в видеообращении Владимиру Путину, соответствует действительности, так как строительство высотки на Кропоткина, 104А до настоящего времени не завершено. В итоге, служители Фемиды отказали ЖСК «Садко» в удовлетворении исковых требований в полном объёме. Это решение пока не вступило в законную силу.
Но и это ещё не всё. Очередной иск жилищно-строительный кооператив адресовал другому своему члену - Татьяне Когоницкой, которая имела смелость выступить с публичным заявлением на согласованном митинге дольщиков о долгостройной беде. 23 мая видео с этого мероприятия было опубликовано в сети.
Руководство «Садко», так трепетно охраняющее своё реноме, снова углядело повод скрестить шпаги на судебном поприще. Очередное заседание по этому делу состоится в Заельцовском суде 1 октября.
РАСКОЛ В ЖСК «САДКО»
Между тем, о проблемах долгостроя на Кропоткина, 104А дольщики рассказывали «Прецеденту» ещё в марте этого года.
Тогда раскол в ЖСК «Садко» произошёл из-за того, что не все члены кооператива согласились с результатами общего голосования, по которому было решено собрать очередные транши на завершение высотки. Часть людей утверждали, что узнали об итогах голосования постфактум. Протокол они попытались опротестовать в суде, но потерпели фиаско.
Впрочем, даже те, кто присутствовал на общем собрании, не сильно поверили в обещания достроить высотку после дополнительных финансовых вливаний. Инвестор, Анатолий Полозов заявил журналисту «Прецедента» буквально следующее: «Я хочу, чтобы сменили полностью правление. Они не заинтересованы в достройке, им не нужно, хоть у них здесь вроде своё жильё. У них есть своё жильё, я посмотрел по Росреестру, им не интересно достроить дом, они хотят дососать деньги максимально для себя».
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
Стоит напомнить, что у долгостроя на Кропоткина сложная судьба и богатый бэкграунд. На заре нулевых свечка претендовала на звание чуть ли не самого высокого дома в округе и обещала обладателям квартир на верхних этажах панорамные виды. Но по факту «свечка» оказалась далеко не лучшим образцом банальной точечной застройки. Компания «Сибэнергострой-С» стартовала с этим проектом в 2001-ом, а спустя два года у девелопера начались финансовые проблемы и он остановил стройку. В 2004-ом году в отношении руководителя ООО «Сибэнергострой-С» Юрия Семашко завели уголовное дело.
УГОЛОВНЫЙ ПОВОРОТ
В ходе следствия было установлено, что Юрий Семашко с декабря 2004 года по начало октября 2005 года являлся генеральным директором фирмы «КС-Росс», а с октября 2005 по август 2007 года — заместителем генерального директора. Чтобы избежать ответственности и возмещения кредиторской задолженности «Сибэнергострой-С», где он ранее занимал должность генерального директора, Семашко заключал договоры об инвестиционной деятельности с инвесторами «Сибэнергострой-С» на квартиры в строящемся 10-этажном жилом доме в Октябрьском районе Новосибирска по ул. Автогенная, 69. Так горе-девелопер погасил кредиторскую задолженность «Сибэнергострой-С» перед третьими лицами, причинив «КС-Росс» ущерб на 21 млн. рублей. Это привело к остановке строительства жилого дома по ул. Автогенная 69, а затем и банкротству организации. Также выяснилось, что Семашко с апреля 2006 года по июнь 2008 года, являясь заместителем генерального директора «КС-Росс», присвоил более 41 млн. рублей. Кроме того, в августе 2006 года для окончания строительства многоквартирного жилого дома по ул. Автогенная 69 и во избежание ответственности за неисполнение обязательств по договорам, Семашко получил от граждан, без разрешения на строительство, денежные средства для возведения нового объекта — многоквартирного жилого дома по ул. Кирова. В феврале 2015 года Юрия Семашко приговорили к шести годам лишения свободы.
«МЫ СТРОИЛИ, СТРОИЛИ…»
После такого поворота, инвесторы решили объединиться в товарищество собственников жилья «Садко», которое в 2016-ом было преобразовано в одноимённый ЖСК. Изменился и первоначальный план проекта: дому на Кропоткина добавили высоты и пристроили торгово-офисные помещения, чтобы на вырученные от продажи квадратных метров деньги завершить объект. Правда, все эти реинкарнации так и не приблизили новоселье. Долготерпение людей за эти годы сильно поистрепалось, тем более что строительной саге не видно ни конца, ни края, а финансовые аппетиты «Садко» не ослабевают.
Членам жилищно-строительного кооператива, которые так и не смогли опротестовать решение собрания о дополнительных сборах, стали приходить судебные приказы о взыскании задолженности по целевым сборам в пользу ЖСК «Садко». Инвестор, Татьяна Когоницкая, говорит: « Я должна порядка 250 тысяч заплатить сейчас им за то, что 18 лет дом мой стоит. Я в 15 году заплатила больше половины миллиона, то есть уже дополнительных средств, независимо от того, что квартиру я оплатила ещё в 2003-ем году полностью».
Действующее правление кооператива в том, что стройка буксует на месте, винит нерадивых членов ЖСК, которые не сдают вовремя деньги. «Остальные инвесторы, а их абсолютное большинство порядка 80% добросовестно оплачивают эти средства, на эти средства ведётся строительство, оно могло бы идти значительно быстрее с учётом наших планов дом довести до ввода в эксплуатацию», посетовал председатель ЖСК «Садко», Владимир Серебров. Ему вторит инвестор и член правления ЖСК «Садко», Татьяна Целих: «Мы вообще планировали до нового года въехать и конечно нам обидно, что многие просто не сдают и какие-то вот коалиции устраивают, это оттягивает просто время».
В то же время, люди, которые уже однажды полностью оплатили свои квартиры, а после вынуждены были доплачивать крупные суммы на завершение строительства дома, просто опасаются вносить средства на счет ЖСК. Ведь «Садко» в любой момент может уйти в банкротное пике.
БАНКРОТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
По оценкам специалистов мэрии высотка готова на 85%, и её, возможно, завершить за несколько месяцев. Но для «прорыва» не хватает активных действий со стороны руководства ЖСК «Садко» по достройке объекта. Как следствие, в дорожную карту по сдаче долгостроев в 2019 году адрес Кропоткина, 104А не попал.
У мэрии на руках уже есть отсуженная задолженность по аренде земельного участка, на котором «Садко» ведёт строительство, в казну города кооператив должен порядка 4 млн. рублей. Арбитражный суд НСО установил, что 28.09.2016 года между ООО «Сибэнергострой-С» и ЖСК «Садко» было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 25.06.2008 № 83294, сделка была зарегистрирована в установленном порядке, таким образом, полноправным арендатором стал жилищно-строительный кооператив. Какое-то время ЖСК осуществлял арендные платежи за землю, но вот за период с четвёртого квартала 2016 года по четвёртый квартал 2018 года у кооператива образовалась задолженность перед муниципалитетом в размере 3 960 977 рублей 26 копеек.
В конце августа 2019 года Арбитражный суд Новосибирской области определил взыскать с ЖСК «Садко» в пользу мэрии эту сумму, а также 829 953 рубля 11 копеек неустойки. «Если ситуация не выровняется в какое-то время, то есть у муниципалитета действенный рычаг в отношении застройщиков, где вопрос затягивается – это банкротство застройщика», - заявил «Прецеденту» заместитель начальника управления строительства и инженерного обеспечения мэрии г. Новосибирска, Александр Колмаков.
Правда, в случае ликвидации этого юрлица ожидание инвесторов снова затянется, ведь на них не распространяется действие профильного 214-го ФЗ, который защищает только права обманутых дольщиков. Квартиры же на Кропоткина продавались по договорам паенакопления. «В этом случае участникам ЖСК остаётся терпеливо ждать, потому что здесь смета является гибкой, не окончательной, можно рассчитывать об удорожании работ, и сами члены ЖСК являются участниками долевой собственности этого объекта, поэтому пеняйте на себя, как говорится», - оценил ситуацию руководитель Сибирского центра медиации и юрист, Марат Авдыев.
СКОРО ЛИ ФИНИШ?
Удастся ли «Садко» выйти из крутого пике пока вопрос спорный. Очевидно лишь то, что банкротство кооператива не приблизит сроки сдачи дома, а значит, 18-летнее ожидание новоселья может опять затянуться на неопределённый срок. Не прибавляют энтузиазма в решении долгостройной проблемы и внутренние кооперативные распри, перерастающие в судебные ристалища, которые ещё сильнее тормозят и без того затянувшийся строительный процесс.
Екатерина Вовкудан