15 испытателей заболели коронавирусом и покинули корпуса «Вектора». На его территории проходило тестирование вакцины, разработанной московским центром им. М.П. Чумакова. Заболевшие добровольцы пожаловались корреспонденту «Прецедента» на плохую медпомощь и невыплаты вознаграждения. Отразится ли инцидент на результатах испытания еще одной российской вакцины?
Кто-то из добровольцев увидел информацию об испытании новой вакцины от коронавируса центра имени М.П. Чумакова РАН в соцсетях МСЧ №163, кто-то звонил в новосибирский центр вирусологии и биотехнологий «Вектор» и узнавал, на тестировании какого препарата можно подзаработать. За полгода испытаний добровольцам обещали 90 тысяч рублей. Новосибирцы охотно записались на испытания. В итоге были набраны две группе в количестве порядка 25 человек.
- Мне позвонили 14 января и пригласили на обследование. Через три дня мы приехали на «Вектор», сдали медицинские анализы. Нам должны были поставить первую прививку 22 января, - рассказывает одна из испытателей московской вакцины К. – Кормили нас как на убой – очень хорошо. Мы собирались все вместе в столовой. Но уже тогда в нашей группе стали замечать, что одна девушка болеет.
В итоге, как рассказывают добровольцы, за два дня до первой инъекции вакцины эту девушку и ещё трёх, контактировавших с ней, перевели в другой корпус «Вектора» - 19-ый. Остальным прививку поставили. Но тогда же испытатели узнают, что у выбывшей из «проекта» обнаружили коронавирус.
- Мы просили медсестёр тщательно обрабатывать поверхности в столовой, но они этого не делали, - рассказывает другой испытатель московской вакцины Е. – После первой вакцинации выбыли уже пять человек. А потом уже началось чаще – там два человека, здесь – и из первой и второй группы. Мы уже подняли вопрос об обработке поверхностей, но нам говорили – всё нормально. Мы уже даже сами у них брали антисептики и обрабатывали поверхности, чтобы мы могли нормально спать.
Каждый выбывающий покидал «проект» тихо, без лишнего шума. Причём медики не озвучивали другим участникам группы статус теста на коронавирус соседей по палате. Наша первая собеседница выбыла сразу после первого транша вакцины. Особо с покидающими испытания не церемонились: домой они уезжали, на чём придётся.
Молодой человек Е. продержался в группе чуть больше К. Плохо он себя почувствовал в последних числах января. Парень уверяет, что просил врачей оказать ему помощь, но медики на его просьбы не реагировали. Только когда он чуть не потерял создание, 31 января, испытателя перевели в другой корпус – в бункер - и оказали минимум медицинской помощи.
- Самое поразительное, что они до этого никак не реагировали на меня. Они говорили, что я их обманываю, - вспоминает события недельной давности Е. – В бункере у меня всю ночь была температура. Утром у них сразу почему-то нашлись таблетки – арбидол. И пока моя бабушка не позвонила туда и не начала истерику: «почему вы не помогаете?» - Ничего не делалось. А вечером меня просто отправили домой…
Е. со сбитой температурой вышел за ворота центра «Вектора». Можно было поехать домой на маршрутке, но в молодом человеке взыграло чувство социальной ответственности, и он попросил приехать за ним дедушку. Вернувшись домой, и Е. и Д. оказались никому не нужными, хотя в договоре, подписанном с МСЧ №163, говорилось, что им должны оказать медицинскую помощь (документы имеются в распоряжении редакции). Но на практике, по словам молодого человека, всё, что он получил – семь таблеток арбидола и 9 – парацетамола.
- Сказали мне, что я должен вызвать терапевта из поликлиники. Я вызвал терапевта 2 февраля. Терапевт приехала, но никаких бесплатных таблеток мне тоже не дали. Мне сказали, что бесплатные лекарства закончились, - говорит Е. – Через день мне стало так плохо, что я начал задыхаться. Тогда меня увезли в первую областную больницу.
Буквально вчера молодой человек вернулся из больницы домой. Выбывших с коронавирусом из центра «Вектор» добровольцев уже насчитывается полгруппы – больше десятка человек. Все они объединились в общем чате в мессенджерах. Ждала испытателей ещё одна новость: им сообщили, что положенную за тестирование сумму они могут полностью не получить.
- Я всё ожидала: третья нога вырастет, третий глаз. Но заболеть в корпусе «Вектора» коронавирусом – это же представить даже сложно, - говорит К. – Теперь мы узнаём ещё, что вся сумма нам не положена, так как мы выбыли из проекта. Просто бросили нас без медицинской помощи и выплат. Мы сейчас друг у друга деньги занимаем в группе.
Как рассказывают заболевшие коронавирусом добровольцы, интерес к их судьбе проявляет сейчас только лечащий врач 163-ей МСЧ, который следил за их здоровьем во время испытаний. Руководство медицинского учреждения – подрядчика просто игнорирует проблемы добровольцев. Между тем, в договоре прописано следующее:
- Исследователь обязан: оказать необходимую медицинскую помощь при выявлении условий, способных привести к угрозе жизни и здоровью Добровольца; обеспечить сохранность здоровья Добровольца при проведении испытания; в случае нанесения ущерба здоровью Добровольца взять на себя все расходы по оказанию ему медицинской помощи.
Говорится в документе и о положенной испытателям страховке. Однако сумма не прописана. Добровольцы, дозвонившиеся до страховой компании, дали понять, что и тут ничего они не получат.
- Сейчас уже Кузубов, с которым у нас заключен договор, говорит, что мы должны прийти и перезаключить его, - поясняет доброволец К. – Что им интересно будет наблюдать за нами. Но что мы получим – все молчат. Вот и отдали мы свою жизнь во имя спасения здоровья человечества…
Свои личные данные волонтёры скрывают лишь потому, что подписали определённые документы, оговаривающие условия испытания «вакцины коронавирусной инактивированной цельновирионной очищенной сорбированной». Но когда что-то пошло не так и их бросили – они решились предать проблему огласке.
Корреспондент «Прецедента» и на этом не остановился. Мы связались с начальником Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №163 Федерального медико-биологического агентства» Владимиром Кузубовым, с которым, собственно, и заключен договор у добровольцев, но он не находит в этой ситуации чего-то страшного…
- Владимир Иванович, мне стало известно, что люди уехали с коронавирусом с «Вектора» после испытания московской вакцины…
- Там обычная ситуация: коронавирус сейчас во всём мире. Люди сейчас не могут получить деньги, потому что не пришло время. В оговоренное договором время они получат свои деньги.
- То есть вы считаете, что нестандартности в этой ситуации нет?
- Абсолютно никакой.
- То есть 25 человек уехали из проекта с коронавирусом, и вы считаете, что это нормальная ситуация?
- 25 там нет…
- А сколько есть?
- Ну, не 25!
- А сколько? – Продолжаю играть в «угадайку» с Кузубовым. – Скажите число? Ну, в смысле, меньше? Точное количество!
- Их меньше, Елена!
- 10?
- 15 человек заболело, - вымучиваю, наконец-то, информацию с начальника 163-ей МСЧ. – Даже не все и заболели! У 15-ти только мазки положительные.
- А как это стало возможным?
- А как в мире болеет столько людей? Никто не пришёл отдать своё здоровье: пришли на клиническое испытание. Вы знаете, что у болезни есть инкубационный период, когда она мазками не выявляется. Поэтому пришёл здоровым, а в процессе нахождения в коллективе стал положительным. Всё это объяснимо.
Также Владимир Кузубов заявил, что добровольцы сами виноваты, ведь они не соблюдали санитарно-эпидемиологический режим. Ещё начальник МСЧ добавил, что испытания закончились благополучно: были набраны 15 новых добровольцев.
Единственный вопрос, который остался непонятным для корреспондента «Прецедента»: а знают ли о ходе испытания в самом Федеральном научном центре исследований иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН? Чтобы развеять сомнения, мы направили в Москву официальный запрос.
Напомним, в центре Чумакова была изобретена третья по счёту российская вакцина – «КовиВак». Главное её отличие от других препаратов – она содержит цельный инактивированный вирус. Регистрация вакцины намечалась на 16 февраля 2021 года.
Тем временем, 15 заболевших коронавирусом добровольцев ждут часа Х: он для них должен настать 19 февраля. В эту дату запланирована первая выплата испытателям вакцины – порядка 45 тысяч рублей, за вычетом НДФЛ. Получат ли они её? Ответ на этот вопрос выбывшие участники проекта получают каждый раз разный. «Прецедент» будет следить за развитием событий….
Елена Отмахова