Об уголовном деле и политической карьере журналиста Николая Сальникова рассуждает редактор «Центра деловой жизни» Андрей Кузнецов.
Выдвижение кандидатов на выборы в Госдуму завершается без Николая Сальникова: у скандально известного журналиста была теоретическая возможность добиться выдвижения, оставаясь за решѐткой, но на практике не срослось.
Насыщенно живѐм: самый громкий арест весны пропал со страниц местных изданий всего за пару месяцев. Про скандальную историю о попытке «медиашантажа» руководства спортивного клуба «Успех» пресса вспоминает, когда обвиняемым — журналисту Николаю Сальникову и представителю холдинга «Мой коммунальный стандарт» Сергею Проничеву — продлевают меру пресечения. Третий фигурант— предприниматель Евгений Кузьменко — провѐл в заключении всего пару дней и небезосновательно рассчитывает на минимальное наказание, хоть статья о мошенничестве, которое инкриминируют всем троим, достаточно серьѐзная: до 10 лет заключения.
Фильм Сальникова «История успеха ОПС «Успех»: из рэкетиров в депутаты», вокруг которого закрутилась история, в свободном доступе лежит на YouTube с довольно средней результативностью в 13 тысяч просмотров. Уточним, что это уже вторая, отредактированная версия, в которой автор исправил грубую ошибку насчѐт статьи УК, по которой судимость получил Александр Тарасов, воспитанник «Успеха», председатель комиссии по культуре, спорту, молодѐжной политике и международному сотрудничеству Совета депутатов Новосибирска. По версии следствия, Сальников и Проничев требовали от руководства «Успеха» денег, обещая в обмен воздержаться от публикации второй части фильма, развивающей тему организованного преступного сообщества спортсменов, депутатов и чиновников. Представители спортклуба заявили в ФСБ. Журналиста и бизнесмена задержали 16 апреля в момент, когда они получили первый транш в 1,5 млн рублей.
Освоившись в СИЗО, Сальников взялся отправлять на волю интригующие комментарии, будто бы всѐ случившееся — результат грандиозной провокации, и в течение нескольких недель ход событий в истории должен будет развернуться. Журналист призывал оказать ему помощь в сборе средств на адвоката и клеймил коллег за некомплиментарные репортажи.
Можно было ждать, что Сальников попытается разыграть политическую карту. Официальная версия гласит, будто деньги он вымогал не на какой-то банальный пропой, а для финансирования кампании по выборам в Государственную Думу. В 2020 году Сальников безуспешно баллотировался в Законодательное собрание от партии «Родина». В нынешнем журналист решил поднять планку, попробовав с кем-то ещѐ.
В период работы над фильмом и переговоров с «Успехом» Сальников периодически отлучался в Москву. Общие знакомые говорят, что в столице шли переговоры с разными партиями, способными выдвинуть журналиста по одному из одномандатных округов Новосибирской области без сбора подписей. Сальников полагал, что практически любая партия должна быть ему признательна за вклад в кампанию в виде его узнаваемого личного бренда. Но также ему хотелось финансовой поддержки, а вот этого ему никто не предлагал.
Фандрайзинг с «Успехом» обернулся для Сальникова концом свободной карьеры, но тюрьма не преграда для карьеры политической. В статусе обвиняемого можно выдвигаться на выборы и даже побеждать. Комментаторы считали, что интригующие анонсы Сальникова из-за решѐтки как раз связаны с его будущим решением баллотироваться. Но с начала мая журналист ничего не передавал на волю. А на этой неделе закончился цикл предвыборных съездов партий. Личный бренд Сальникова остался невостребованным, хотя какая-то из небольших партий могла попробовать хайпануть на выдвижении арестованного журналиста.
Интрига вокруг Проничева разрешилась гораздо быстрей. Напомним, что в начале мая появились слухи, будто предприниматель заключил сделку со следствием. Источники ЦДЖ сразу усомнились в такой возможности, а позже слухи официально опроверг адвокат Проничева. Журналист и бизнесмен пытаются отрицать вину и не дают показаний, устраивающих следствие. Можно было бы на одно лишь это списать объяснение, зачем их по-прежнему держат за решѐткой. Но смущает наличие на свободе Кузьменко, исчерпывающе посотрудничавшего в этой истории с силовиками. Может быть, целесообразно было подержать Сальникова в СИЗО до завершения контрактации партий и кандидатов: на свободе ему было бы проще договариваться об участии в выборах, несмотря на обвинение в мошенничестве. Мало ли депутатов с криминальным бэкграундом, в конце концов?
Андрей Кузнецов