Верховный суд РФ изучил кассационные жалобы общественников на поправки в областной закон «Об особо охраняемых природных территориях в НСО» и подтвердил, что ограничения, введенные на территории будущего лесного парка, были преждевременны.
Напомним, еще 28 апреля 2022 года Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Кемерове частично удовлетворил иск общественной организации по охране окружающей среды «Сибирское экологическое содружество», которая требовала признать неправомочным поправки в закон «Об особо охраняемых природных территориях в НСО».
Тогда кассационная инстанция, посчитала, что имеются правовые основания для признания недействующим полностью 11 абзаца пункта 8 статьи 1 областного закона № 59, запрещавший «предоставление земельных участков, выдачу разрешений на строительство, строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» уже на этапе обсуждений территории будущего ООПТ.
Суд указал, что исходил из того, что ограничения, приостановившие: предоставление земельных участков, выдачу разрешений на строительство, а также деятельность по строительству и реконструкции объектов капитального строительства с момента принятия решения о необходимости создания лесного парка, противоречат актам, имеющим большую юридическую силу и приняты за пределами полномочий административного ответчика.Также кассационная инстанция отметила, что при отсутствии четких границ особо охраняемой природной территории на этапе ее создания возникает неопределенность применения правовой нормы.
Правильность этой позиции 20 января 2023 года в своем определении подтвердил и Верховный суд РФ.
— Изложенные выводы надлежащим образом мотивированы, соответствуют обстоятельствам административного дела, установленным судом; приведены и оценены доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах и применен правильный материальный закон к спорным правоотношениям; нарушений норм процессуального права, не допущено, — говорится в определении Верховного суда.
Вердикт Верховного суда РФ прокомментировал Евгений Митрофанов, председатель правления НРОО «СЭС».
— Решение Верховного суда еще раз подтвердило наше с коллегами мнение, которое мы высказывали с момента начала обсуждения поправок к закону об ООПТ, - часть поправок не соответствовала федеральному законодательству. Таким образом, в высшей и окончательной инстанции подтвердилось, что Законодательное собрание Новосибирской области и губернатор НСО нарушили закон, приняв поправки, противоречащие федеральному законодательству и ущемляющие в правах людей, чьи земельные участки, частные дома, дачи и прочее находятся на предполагаемой территории будущей ООПТ, — считает Евгений Митрофанов.
Кроме того, председатель правления НРОО «СЭС» отметил, что общественная организация при поддержке прокуратуры, которая участвовала в процессе на всех этапах, смогла доказать, что права местных жителей таким «законотворчеством» нарушены.
— При этом мы не устанем повторять, что в целом законопроект об особо охраняемых природных территориях актуален, необходим и важен для нашего региона, способен принести жителям большую пользу и обеспечить сохранение природы. Но закон и его реализация должны соответствовать федеральным и региональным нормам, а не создавать трудности для жизни людей и риски для их имущества. Мы же, несмотря на внимание общественности и прокуратуры к закону и его реализации, снова видим, что при определении границ ООПТ, как и при принятии закона, отсутствует прозрачность - территория будущей особо охраняемой территории уже несколько раз менялась, и по каким критериям участки включают и исключают из охранной зоны - совершенно не ясно, — заявил Евгений Митрофанов.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Закон Новосибирской области «Об особо охраняемых природных территориях НСО», который был принят 25 февраля 2021 года. Авторы инициативы утверждали что, это позволит оградить крупные лесные массивы, такие как Заельцовский бор, от застройки.
Тем не менее, группа общественников высказала свои опасения относительно поправок в бесспорно важный областной закон. Они настаивали, что лесные поправки лишат жителей возможности влиять на судьбу той или иной зеленой зоны и ограничат собственников земельных участков в правах, так как дирекция ООПТ сможет единолично принимать решения о перезонировании земли и выдавать разрешения на строительство, без публичных слушаний.
В начале сентября 2021 года иск общественников к областным властям по данному поводу Новосибирский областной суд удовлетворил частично, но прокуратура оспорила данное решение в вышестоящей инстанции при поддержке активистов. Апелляция оставила постановление облсуда в силе. Затем доводы общественной организации «Сибирское экологическое содружество» изучили в суде кассационной инстанции, которая частично удовлетворила жалобу, и признала, что ряд положений областного закона противоречат федеральным нормам.
Инна НОВИКОВА