Заельцовский бор станет «лесным парком», но там не запретят строить жилье
2 июня 2021 в Новосибирске обсудили развитие особо охраняемых природных территорий. Министр сельского хозяйства региона, зампредседателя областного Правительства Евгений Лещенко, а также глава Минприроды Андрей Даниленко на встрече с журналистами в информагентстве ТАСС рассказали о ходе создании «лесного парка» в Заельцовском бору. Там планируют создать минимум семь функциональных зон, в одной из которых допускается жилое строительство высотой до девяти этажей.
Поправки в региональный закон «Об особо охраняемых природных территориях Новосибирской области» были одобрены депутатами Заксобрания 25 февраля 2021 года. Авторы законодательной новеллы утверждали, что новая категория особо охраняемых природных территорий регионального значения – «лесные парки» – станет эффективным инструментом для решения экологических вопросов. В частности, это должно позволить запретить вырубку реликтового леса и любые виды застройки на таких территориях как Заельцовский бор.
— Причиной создания «лесного парка» в Заельцовском бору послужила активная застройка территорий, которая, кстати, продолжается не первый год и этому способствуют постоянные корректировки генерального плана города Новосибирска. Важно сохранить в таком мегаполисе нетронутые зеленые зоны, — объяснил причины создания ООПТ в Заельцовском бору министр сельского хозяйства региона Евгений Лещенко.
Сейчас министерство проводит инвентаризацию земельных участков, которые впоследствии войдут в территорию «лесного парка». Там планируют выделить порядка семи функциональных зон, в каждой из которых будет действовать определенный вид разрешенного использования.
— Мы с коллегами из минприроды выделяем пока семь видов зон. Первый вид — зоны жилой застройки и территории СНТ, второй — рекреационно-оздоровительные территории и объекты (Заельцовский парк, база Локомотив, Детская железная дорога, санатории, дома отдыха и т.д.), третья зона — это кладбище, четвертая — территория дендропарка, пятая — территория зоопарка, шестая — это территория религиозных объектов и седьмая — это непосредственно территория городских лесов, — сообщил Лещенко.
Министр не исключил, что этот список может корректироваться. Проектные работы продлятся до октября текущего года. Между тем, еще на заре утверждения поправок в областной закон «Об особо охраняемых природных территориях», группа новосибирских общественников — Алексей Носов, Владимир Кириллов и Евгений Митрофанов — высказали опасения относительно их применения. Они обратили внимание на то, что собственники земельных участков, попадающих в ООПТ, будут ограничены в правах, а жители региона лишатся возможности влиять на судьбу той или иной территории «лесных парков».
— Конечно, мы должны сохранять наши леса, но власти же не говорят, что вообще остановят любое строительство в Заельцовском бору. Предполагается семь зон, в одной из которых разрешено жилое строительство высотой до 9-ти этажей. Первый резонный вопрос, который возникает, — может, не плодить сущность без нужды, не создавать эти 7-8 зон, а просто исключить те территории, где нет леса, где живут люди, те участки, которые уже подверглись антропогенному воздействию, и оставить на территории ООПТ только лес? — задается вопросом Алексей Носов. — И вопрос номер два — если по сути назначения участков практически ничего не меняется, строить и реконструировать можно дальше, то зачем было выводить эти земли из ведения муниципалитета, который и так недополучает средства в бюджет, в ведение области?
Дело еще и в том, что с момента издания постановления облправительства о планах по созданию ООПТ и до конца работ по созданию «лесного парка» в Заельцовском бору (предварительно это декабрь 2021 года) на этой территории остановлена любая деятельность: и коммерческая, и частная. Например, невозможно провести реконструкцию жилого дома. При этом министры декларируют, что закон, с одной стороны, должен сохранять лес, а с другой — не должен нарушать права тех, кто живет на территории ООПТ, имеет гараж, дачу или бизнес. Выходит неувязочка.
В целом, создается впечатление, что пока в вопросах применения нового закона сохраняются неопределенности. Одно из них касается входа в Заельцовский бор, может ли он стать платным. На поставленный вопрос Андрей Даниленко утверждает, что вход в «лесной парк» останется бесплатным.
При этом существует Постановление Правительства РФ, которое устанавливает размер платы в 0,5% от прожиточного минимума (порядка 60 рублей) за посещение ООПТ регионального уровня. В это случае речь идет о противоречии федеральных и областных правовых норм, которые пока еще не сняты.
— 60 рублей – это не велика сумма, приходилось тратить и больше. Вопрос, как мы исполним эту часть закона и ответим перед прокуратурой, это уже наша забота, — прокомментировал эту правовую коллизию Андрей Даниленко.
На этом фоне противники поправок заявляют, что понятие «лесные парки» не проработано достаточно тщательно, и это может давать предпосылки к вольному толкованию закона со стороны правоприменителей, а также содержит коррупциогенные риски.
Напомним, в апреле 2021-го общественная организация «Сибирское экологическое содружество» (председатель НРОО — Евгений Митрофанов) обратилась с иском в Новосибирский областной суд с требованием признать незаконными поправки в региональный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Также природоохранная организация собрала порядка 1000 подписей жителей Заельцовского района, которые просят губернатора Андрея Травникова исключить их дома, дачи и гаражи из территории «лесного парка», создаваемого в Заельцовском бору. Копия этого обращения была направлена в Администрацию Президента РФ.
Губернатор Новосибирской области 18 мая на встрече с журналистами допустил возможность ошибок юристов областного правительства и регионального Заксобрания при подготовке изменений в закон «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области», но подчеркнул, что это никак не влияет на позиции чиновников и депутатов по поводу защиты зеленых зон от застройки.
— Я полностью поддерживаю инициативу депутатов Законодательного собрания, ведь известны примеры, когда территории отдыха, целые лесные массивы застраиваются многоэтажными домами и прочими объектами явно не социальной направленности. До принятого в феврале закона мы не могли полностью защитить эти территории, а теперь можем. Что касается юридического аспекта, то юристы областного правительства и Заксобрания уверены в правильности процедур, которые были проведены. Если у кого-то другое мнение, то разрешить спор может только суд, — подчеркнул губернатор.
К слову, рассмотрение иска общественной организации «Сибирское экологическое содружество» к Законодательному собранию и правительству Новосибирской области назначено на 9 июня.
Екатерина Вовкудан