Об этом в свое апелляционной жалобе заявила кредитор ЖСК «Три богатыря», требуя приостановить процедуру ликвидации банкрота
Кооперативный кульбит
Жилищно-строительный кооператив «Три богатыря» был создан в июне 2012 года, председателем его правления являлся Виктор Лучкин. Он же был и директором ООО «Олимпийский». Эта компания числилась застройщиком жилого комплекса «Три богатыря» в Дзержинском районе Новосибирска. Подводные камни такого совместительства членам ЖСК стали понятны много позже.
По условиям договора, заключенного 13 ноября 2009 года между мэрией Новосибирска и ООО «Олимпийский», компания, получив в аренду земельный участок, должна была расселить четыре ветхих дома на улице Гоголя. И только после этого могла получить разрешения на строительство. Время шло, а четыре видавших вида дома никто так и не расселил. Это обстоятельство не смутило кооперативного комбинатора, он стал привлекать деньги на площадку через подконтрольный кооператив.
Новоселье покупатели квартир, которые были пайщиками кооператива, предполагали справить в 2014 году. Но в итоге городские власти в одностороннем порядке расторгли договор с ООО «Олимпийский». Так жилой комплекс «Три богатыря» превратился в долгострой.
Криминальная награда
12 августа 2017 года в суде Центрального района стартовал уголовный процесс, в рамках которого Виктору Лучкину инкриминировали ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Потерпевшими по делу были признаны 73 человека. Следствие установило, что и сам ЖСК «Три богатыря» и ООО «Олимпийский» были только ширмой для тщательно спланированной аферы. Лучкин скрывал то, что у кооператива нет прав на земельный участок и разрешения на строительство. При этом убеждал людей в выгодности варианта строительства квартир.
В обвинительном приговоре было зафиксировано, что «с целью личного незаконного обогащения граждан для получения денежных средств и имущественных прав, и придания своим действиям видимости законного характера, создал жилищно-строительный кооператив». Но в своем последнем слове Виктор Лучкин настаивал только на версии бизнес-неудачи: «Я неправильно оценил свои возможности, не смог предугадать все сложности, возникшие при реализации договора развития застроенных территорий. Начал строительство без разрешения и не смог его закончить».
Гособвинение просило для Лучкина 8 лет колонии общего режима, суд приговорил его к шести годам заключения. В этот момент многим казалось, что в этой истории поставлена жирная точка, но она неожиданно превратилась в многоточие, когда кредиторы узнали некоторые неприглядные детали банкротства кооператива.
Банкротное многоточие
Заявление о признании ЖСК «Три богатыря» банкротом поступило в Арбитражный суд Новосибирской области в ноябре 2015 года. В марте 2016 года была введена процедура наблюдения. Конкурсным управляющим суд назначил Сергея Ерохина. Тогда обманутые пайщики кооператива надеялись на то, что в рамках конкурсных процедур будут найдены активы, и они смогут хотя бы частично погасить свои ущербы.
Вот что об этом «Прецеденту» рассказала Ольга Жидова, член ЖСК «Три богатыря».
— Мы прекрасно понимали, что какая-то часть наших денег была реализована не только в котлован и сваи, а были приобретены квартиры для расселения по договору с мэрией, поэтому было понимание, что какое-то имущество есть, и оно должно реализовываться, — сказала Жидова.
Наталья Богомазова, тоже вложившая деньги в проект «Три богатыря», достаточно хорошо знала о финансовых потоках между ЖСК и ООО «Олимпийский».
— Я смотрела отчеты Лучкина, он брал деньги в «Трех богатырях» и сдавал по авансовому отчету в «Олимпийский». И так все эти деньги перешли в «Олимпийский». Все это время при банкротстве нам доказывали и Ерохин, и конкурсный управляющий «Олимпийского», что мы не имеем отношения к этим деньгам. Но я знала, что по договору с мэрией, что он приобретал квартиры. Лучкин мне показывал документ, что квартиры стояли на балансе «Олимпийского». Мы надеялись, что от продажи имущества мы что-то возместим, — сказала Богомазова.
Но конкурсное производство по банкротству кооператива шло, а надежды людей получить хоть что-то после продажи его активов постепенно таяли. У многих членов ЖСК стали возникать вопросы к конкурсному управляющему.
— Ответы были такими: мы не имеем никакого отношения к ООО «Олимпийский», что даже если у Лучкина какое-то имущество есть, то оно у ООО «Олимпийский», а мы разбираемся с «Тремя богатырями», — сказала «Прецеденту» Ольга Жидова.
Стоп банкротство
В январе 2020 года, когда конкурсное производство ЖСК «Три богатыря»» было уже на финишной прямой, в арбитражный суд поступила апелляционная жалоба Людмилы Набатовой. В свое время она купила в провальном жилом комплексе две квартиры.
На вопрос, почему она хочет приостановить процедуру ликвидации обанкротившегося кооператива, Людмила Набатова ответила «Прецеденту»:
— Перед «Тремя богатырями» был должник – компания ООО «Олимпийский», которая была обязана построить дом, и была должна 48 миллионов «Трем богатырям». У них были квартиры, они эти квартиры на торгах продали почему-то за 800 тысяч.
По мнению Набатовой, конкурсный управляющий ЖСК «Трех богатырей» Сергей Ерохин не вполне добросовестно реализовал имущественные права кооператива. Речь идет о дебиторской задолженности ООО «Олимпийский». В декабре 2016 года определением арбитражного суда требование ЖСК «Три богатыря» в размере 48.300.473 рубля было включено в реестр требований кредиторов ООО «Олимпийский» и отнесено в третью очередь удовлетворения. И кредиторы ЖСК «Три богатыря» получили право требования к ООО «Олимпийский».
Вот как эту ситуацию прокомментировал ее представитель Никита Иванков:
— Ерохин имел доступ к материалам дела о банкротстве ООО «Олимпийский», если бы он хотел максимально дорого продать это право требования, он бы всем распространил информацию о том, что в «Олимпийском» есть большое количество объектов недвижимости. Или бы он дождался окончания процедуры инвентаризации ООО «Олимпийский».
Но в итоге дебиторская задолженность ЖСК «Три богатыря» в размере более 48 млн руб. в 2017 году была продана конкурсным управляющим Сергеем Ерохиным ООО «Атлант» по договору уступки прав требований за 748.657 руб.
— Потом «Атлант» через непродолжительное время продал за неизвестную для нас пока сумму некоему Майзику. После чего недавно мы узнали, что это право требования было уступлено, тоже не знаем на каких пока условиях Иконниковой Светлане, — рассказал «Прецеденту» Никита Иванков.
Сергей Иконников в свое время был председателем правления ЖСК «Три богатыря», потом стал членом комитета кредиторов при банкротстве кооператива. В телефонном разговоре он заявил о том, что со Светланой Иконниковой в браке давно не состоит и не имеет представления о том, приобретала она или нет этот актив. Не видит за собой никаких грехов и конкурсный управляющий Сергей Ерохин.
— При оценке прав требований к ООО «Олимпийский» была использована та информация, которая имелась у оценщика на момент производства оценки. Это была независимая от меня компания и та оценка, которая была сделана и была представлена комитету кредиторов, — заявил Сергей Ерохин «Прецеденту».
Правда при этом конкурсный управляющий оговаривается, как будто оставляет для себя возможность маневра.
— Если бы я знал, что эти требования в виде дебиторской задолженности выльются в состав такого имущества как 22 квартиры, я, скорее всего, по-другому отнесся бы и торгам. К сожалению, на момент организации торгов и меня информации не было, стоят ли что-то эти квартиры в полуразрушенных домам или нет, — добавил Ерохин.
Но мог ли на самом деле Сергей Ерохин не знать о 22 квартирах? Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в материалы по банкротству ООО «Олимпийский» от марта 2017 года, когда были выявлены 22 единицы недвижимого имущества. В этом заседании принимал участие и представитель ЖСК «Три богатыря», значит, конкурсный управляющий должен был располагать этой информацией.
Кроме того, на себя обращает внимание и то, насколько быстро развивались события во время реализации активов кооператива. 20 января 2017 года был подготовлен отчет об оценке права требования ЖСК «Три богатыря». 16 марта стартовало конкурсное производство ООО «Олимпийский». В соответствии с Законом «О банкротстве» инвентаризация имущества компании должна была быть проведена в течение трех месяцев. Сергей Ерохин не стал ждать ее завершения. Договор уступки между ЖСК «Три богатыря» и ООО «Олимпийский» был заключен 15 мая 2017 года.
В феврале этого года Людмилой Набатовой был подан иск и в Центральный районный суд о признании этого и последующих договоров недействительными.
— Мы пытаемся сейчас раскрутить вопрос о том, что денежные средства, которые могли бы быть получены, если бы Ерохин показал всю ликвидность этого актива, люди получили бы больше чем 800 тысяч рублей, которые ушли на текущие платежи и не достались кредиторам, — заявил «Прецеденту» Никита Иванков.
Рассмотрение апелляционной жалобы о приостановке ликвидации ЖСК «Три богатыря» в Арбитражном суде Новосибирской области назначено на 27 апреля, суд Центрального района планово должен приступить к рассмотрению иска 6 мая. Но из-за пандемии коронавируса, скорее всего эти процессы будут отложены, а в деле о сомнительной реализации активов «Трех богатырей» сохранится интрига.
Светлана Воронкова